За спорную инициативу депутата Виталия Милонова наделить эмбрионы правами человека высказались в среду лишь семь его коллег по Законодательному собранию Петербурга, 19 проголосовали против, еще трое воздержались.
Постановка этого вопроса не укрепляет авторитет Законодательного собрания, а мы должны заботиться об имидже
Среди противников Милонова оказались представители всех фракций Закса, в том числе и единороссы, к которым он принадлежит. В частности, председатель городского парламента, член «ЕР» Вячеслав Макаров в преддверии голосования высказал мнение, что закон не будет принят.
«Постановка этого вопроса не укрепляет авторитет Законодательного собрания, а мы должны заботиться об имидже», – его слова приводит «БалтИнфо».
Кстати, любопытная деталь: спикер Закса, поприсутствовав на первой части заседания, отбыл в командировку в Шанхай, так и не поучаствовав в голосовании о судьбе эмбрионов.
Сам Милонов отнесся к поражению философски. По его словам, ему жаль, что так получилось. Однако он с самого начала предвидел, что большинство его вряд ли поддержит. Но все равно не мог поступить иначе.
«Оральный секс станет людоедством»
Во время обсуждения «дела об эмбрионах» в среду происходила интересная дискуссия. В частности, депутат Вячеслав Нотяг поинтересовался, не планирует ли Виталий Милонов предложить наказывать мужчин, занимающихся онанизмом. Ведь в некотором смысле они совершают убийство...
«Это у вас избиратели такие? Мне жаль...» – не полез за словом в карман Милонов, передает «Фонтанка.Ру».
А другой депутат Марина Шишкина заявила, что в результате принятия нового закона оральный секс станет людоедством.
После заседания корреспондент газеты ВЗГЛЯД дозвонился до нее. Как нам показалось, Шишкина испытала даже некоторую неловкость от того, что именно эти слова были вырваны из ее выступления и разошлись на цитаты. Просто на такой абсурдный закон сложно давать не абсурдные комментарии, пояснила она. Добавив, однако, что с уважением относится к любой законодательной инициативе и готова аргументировать свои претензии к «закону об эмбрионах».
По ее словам, впервые в мировой практике в Конституцию государства вносится понятие «начало жизни», которое основано не на медицинской, а на иной точке зрения, возможно, духовной, религиозной, а точнее – авторской». По мнению Шишкиной, эта точка зрения интересна и своеобразна, но для поправок в Конституцию не годится по ряду причин.
Во-первых, субъектом права плод человека становится только после рождения, появления дыхания и всех признаков жизнедеятельности. А наделять правовой автономией эмбрион еще до возникновения его самостоятельной жизнедеятельности нельзя.
«Так можно дойти до абсурда и считать субъектом права, например, сперматозоид и яйцеклетку, ожидающих встречи друг с другом», – говорит она.
Во-вторых, нелогичность предложения Милонова Шишкина видит в том, что только вчера было опубликовано постановление правительства, закрепляющее правила констатации смерти. Основной упор там делается на смерть головного мозга.
«Так что: начало жизни – с первого сердцебиения, а конец – с последним сигналом мозга? Не думаю, что это логично», – говорит она.
В-третьих, непонятно, как быть с документами в случае принятия этого закона. Ведь юридически начало жизни фиксируется при рождении свидетельством о рождении, а ее конец – свидетельством о смерти.
И, наконец, четвертое – Милонов ссылался на преамбулу Конвенции о правах ребенка. Однако и там четко определяется именно рождение ребенка в качестве обретения им права на имя и гражданство, говорит Шишкина.
«И вообще, правами, закрепленными конституцией какой страны, должен наделяться эмбрион, если его гражданство, в соответствии с международной конвенцией, возникает лишь после рождения? Может быть, той страны, где временно находится тело беременной женщины, которая в ближайшем будущем станет матерью? Не приведет ли это к сезонной миграции беременных женщин?» – вопрошает она.
В целом же депутат считает, что данный законопроект имеет своей целью запрет абортов. Однако практика показывает, что положительных результатов такая политика не дает.
Марина Шишкина также рассказала, что члены ее фракции («СР» – прим. ВЗГЛЯД) практически единодушно отвергли закон Милонова.
«Но знаете, на этот раз все было по-доброму... – призналась она. – Еще когда обсуждали «гомофобный» закон, все были возбуждены, дискуссия проходила горячо. Теперь стало гораздо спокойнее. Как говорят, первый раз – это трагедия, второй раз – фарс, а третий – уже комедия».
«Многие ли знают, когда случился момент зачатия»
Не смогли пройти мимо резонансного законопроекта и представители непарламентских политических объединений. Так, в ответ на инициативу Милонова «Коммунисты России» предложили наделить паспортами каждый сперматозоид и яйцеклетку. От их имени выступил бывший губернатор Камчатской области Михаил Машковцев.
«Кто может точно определить первое сердцебиение эмбриона, с момента которого Милонов предлагает в граждане России записывать? Да и момент зачатия – не слишком удобная точка начала отсчета гражданства: многие ли знают, когда он случился, этот момент», – рассуждает он.
«Так что надо идти дальше: выписывать российские паспорта каждому сперматозоиду и яйцеклетке!» – призывает Машковцев с нескрываемой иронией.
«Он не должен называться прыщиком»
О том, зачем наделять эмбрионы правами, Виталий Милонов подробно рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД. В частности, депутата возмущает то, что по действующему законодательству «живой человек, который не является частью тела того, внутри кого он находится, потому что у него своя группа крови, свой набор хромосом, свои гены, приравнен по статусу, ну, наверное, к прыщику».
«Я считаю, что это упущение Конституции, – говорил он. – Упущение, при котором часть людей в нашей стране не обладают какими-то неотчуждаемыми правами...»
При этом, по словам Милонова, уже сейчас в России еще не рожденный на свет ребенок обладает правом наследования: «То есть наследственное право предусматривает для него определенные вещи, а Конституция почему-то не предусматривает», – удивляется Милонов.
Депутат также не скрывает, что является сторонником запрета абортов, с чем многие коллеги уже поспешили связать его нынешнюю инициативу. И говорит, что как человек православный действует, во многом отталкиваясь от позиции Православной церкви по этим вопросам.
Отметим, что у Милонова есть сторонники. И их, судя по всему, не так уж и мало. В частности, в среду у стен Мариинского дворца, где заседает петербургский парламент, они ходили с плакатами с надписью: «Есть сердце – уже человек».
И, чтобы окончательно не отнимать у этих людей надежду, нельзя не упомянуть, что в Госдуме могут рассмотреть законопроект о правах эмбрионов и без помощи Виталия Милонова. Известно, что аналогичный документ готовится сейчас в Костроме.
Ранее Виталий Милонов получил известность как автор законопроекта о запрете в Петербурге пропаганды гомосексуализма и педофилии. На его счету и целый ряд других инициатив, в частности недавно он возглавил работу по составлению правил поведения для футбольных фанатов.