Откладывать больше нельзя
Это редактирование, безусловно, не может восприниматься как указывающее на то, имел или нет господин Литвиненко подобные контакты
Лондонский Высокий суд приступил к предварительным слушаниям по делу о смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в ноябре 2006 года. Накануне вдова погибшего Марина выразила надежду на то, что следствие выявит правду о произошедшем.
Судья Роберт Оуэн, который председательствовал на заседании, отметил, что с момента смерти Литвиненко прошло почти шесть лет и откладывать подробное дознание больше нельзя. По словам судьи, дознание следует провести в интересах вдовы и сына погибшего, а также всего общества, сообщает ВВС.
Представитель Марины Литвиненко заявил в суде, что следствие должно расследовать возможную причастность к смерти экс-офицера ФСБ российской власти. «Если эта гипотеза будет подтверждена доказательствами, это будет означать, что на улицах Лондона совершен акт ядерного терроризма при поддержке государства», – сказал адвокат.
Роберт Оуэн в свою очередь заявил, что суд рассмотрит широкий круг вопросов, возможно, коснется и этого аспекта.
На заседании присутствовали представители Андрея Лугового, который считается основным подозреваемым, а также Бориса Березовского, который в судебных документах назван лицом, заинтересованным в дознании. Среди присутствующих также был Ахмед Закаев, бывший лидер чеченских сепаратистов, получивший убежище в Британии.
Основные слушания по дознанию судья намерен начать в начале 2013 года.
После заседания юридический советник следственной группы коронерского суда лондонского района Сент-Пэнкрас Хью Дэвис заявил, что власти Британии засекретили часть полицейского доклада о возможном сотрудничестве бывшего сотрудника российской ФСБ Александра Литвиненко с британскими спецслужбами.
«Ранее звучали утверждения, что перед своей смертью господин Литвиненко поддерживал контакты с британскими разведывательными службами. В рамках следственных действий полицейское управление Лондона провело расследование этих утверждений», – заявил Хью Дэвис. «Результаты этого расследования были исключены из доклада по просьбе правительства Ее Величества», – приводит слова юридического консультанта ИТАР-ТАСС.
«Это редактирование, безусловно, не может восприниматься как указывающее на то, имел или нет господин Литвиненко подобные контакты», – подчеркнул Хью Дэвис.
Ранее в британских СМИ появилась информация о том, что это дознание станет одним из самых дорогих в британской судебной практике и обойдется налогоплательщикам в 4 млн фунтов стерлингов. Британское министерство юстиции потребовало от коронерского суда разъяснений на этот счет.
Вдова надеется узнать правду
«Я хочу знать, кто его убил и почему. Я говорила это шесть лет назад и надеюсь, что наконец узнаю все», – сказала в интервью ВВС Марина Литвиненко.
Вдова, которая, как ожидается, будет присутствовать на предстоящих слушаниях вместе с 18-летним сыном Анатолием, говорит, что очень важно провести расследование обстоятельств смерти ее мужа. Она не ожидает, что Луговой может предстать перед судом в Великобритании, следовательно, коронерское расследование является лучшим способом узнать правду.
Марина Литвиненко сказала, что для нее важно, чтобы полицейское расследование, которое началось шесть лет назад, было закончено. «Так трудно жить, не зная истины, без информации. Трудно и мне, и нашему сыну, и нашим друзьям», – сказала она.
Депутат Госдумы Андрей Луговой, обвиняемый британскими войсками в организации убийства Александра Литвиненко, также прокомментировал предстоящее открытие судебных слушаний по данному делу: «Наша главная задача – получить доступ к материалам дела и установить истинную причину смерти Литвиненко. В этом заинтересован не только я как один из обвиняемых в совершении преступления, но и семья Литвиненко», – цитирует его «Интерфакс».
Ссылаясь на британских прокуроров, BBC отмечает, что у них достаточно доказательств для предъявления обвинения Луговому.
Напомним, близкий Борису Березовскому экс-чекист Александр Литвиненко, сбежавший в Великобританию, скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. Британская полиция утверждает, что Литвиненко умер в результате отравления радиоактивным полонием-210, и подозревает в совершении этого преступления бывшего сотрудника ФСБ, предпринимателя и депутата Госдумы России Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, с которыми Литвиненко встречался незадолго до смерти.
Сотрудники полиции Соединенного Королевства считают, что Луговой подсыпал полоний в чашку чая, из которой пил Литвиненко во время встречи в кафе, на которой присутствовал также и Дмитрий Ковтун.
Экстрадиции Андрея Лугового из России добивалась британская прокуратура, однако российские власти своего гражданина не выдали, сославшись на положение Конституции, которое запрещает выдавать граждан России иностранному государству. Лондон даже требовал от России переписать Основной закон страны специально под этот случай.
Сам Луговой заявлял о собственной невиновности и о том, что это дело было шито белыми нитками. По его словам, он не мог подсыпать полоний в чай хотя бы потому, что заказывал напиток для себя и Ковтуна. Литвиненко сам почему-то решил отпить из его чашки.
Российские следователи, расследовавшие дело Литвиненко, заявили, что умерший при встрече передал Луговому sim-карту и пластиковую банковскую карту, после чего за Луговым был зарегистрирован след радиоактивного полония. Именно этот след британские спецслужбы считают главным доказательством вины Лугового.
Осенью прошлого года в Следственном комитете рассказали, к каким выводам пришли российские следователи. По данным СК России, Александр Луговой и Дмитрий Ковтун не убивали Литвиненко, а сами стали вместе с ним жертвами покушения, заказчики и исполнители которого пока неизвестны. В связи с этим СК возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 30 и пунктам «а» и «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство общеопасным способом), потерпевшим по которому был признан Андрей Луговой. Это дело объединено в одно производство с делом по факту убийства Литвиненко и покушения на убийство Дмитрия Ковтуна.
В начале февраля 2012 года отец Литвиненко сделал сенсационное заявление. 73-летний Вальтер Литвиненко, который в 2008 году вместе с женой покинул Россию и обосновался в Италии, сказал, что загадочная смерть его сына в Лондоне отразилась на отношениях между Россией и Великобританией. Литвиненко, обвинявший в смерти сына российские власти, открыто назвал его английским шпионом и попросил прощения у своей Родины.