В следственном управлении СК России по Республике Татарстан в субботу объявили о розыске двух местных жителей, которые подозреваются в организации покушения на убийство муфтия Илдуса Файзова, а также убийства его заместителя Валиуллы Якупова.
#{image=648497}«По подозрению в организации особо тяжких преступлений, в том числе убийств и террористического акта, разыскиваются жители Татарстана, приверженцы радикального направления ислама Валеев Роберт Равильевич 1976 года рождения и Мингалеев Раис Ринатович 1976 года рождения», – сообщается на сайте ведомства.
Следствием установлено, что подозреваемыми 19 июля было организовано убийство заместителя муфтия Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова, а также покушение на убийство муфтия республики Илдуса Файзова.
«Подозреваемые представляют исключительную опасность для окружающих. Могут иметь при себе огнестрельное оружие и передвигаться на автомобиле. Гражданам, располагающим какой-либо информацией об их местонахождении, следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы по телефонам: 221-74-21, 291-35-28, 02, 052», – отмечается в сообщении.
В связи с произошедшими в Казани терактами власти ужесточили требования республиканского закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого в 1999 году. Был разработан законопроект, согласно которому иностранные граждане не смогут учреждать в республике религиозные организации, а претенденты на посты в духовенстве, получившие образование за рубежом, будут дополнительно проверяться, пишет в субботу «Коммерсантъ».
Выступая накануне на внеочередной сессии Госсовета, на которой решался вопрос о внесении поправок в закон, экс-глава республиканского МВД, а ныне заместитель премьера Татарии Асгат Сафаров заявил, что целью терактов в отношении руководителей ДУМ было именно «дестабилизировать ситуацию в мусульманской умме, выбить из ее рядов наиболее последовательных и принципиальных сторонников ханафитского масхаба».
Сафаров рассказал, что в так называемые постперестроечные годы в Россию хлынули всевозможные религиозные течения, это не обошло и Татарию, где ислам оказался в сложной ситуации. Появилось очень много мечетей, но в республике не было подготовленных имамов. Воспользовавшись этим, считает господин Сафаров, в Татарию устремились салафитские (ваххабитские) эмиссары, «за которыми пришли немалые деньги».
«Ключевой вопрос для нас – кадры. Чувствуется нехватка высокообразованных имамов. Требуется в ускоренном порядке разработать и внедрить программы повышения квалификации для имамов со средним и высшим исламским образованием», – отметил вице-премьер.
В свою очередь глава МВД Татарии Артем Хохорин сообщил, что за последние годы сформировалось целое поколение молодежи, воспитанное в духе салафизма: «Салафиты уже готовы вести джихад на территории республики». Прокурор республики Кафиль Амиров в своем выступлении заверил, что его ведомство изучило законопроект и никаких нарушений не выявило. По его словам, в поправках «нет вмешательства государства».
Отныне в Татарии кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны будут предъявить диплом о религиозном образовании. Образование они могут получить как в России, так и в других странах, «дипломы которых признаны в установленном порядке», но религиозные организации устанавливают «ограничения, связанные с занятием должностей духовных лиц». То есть если человек отучился, скажем, в Саудовской Аравии и хочет стать имамом в Татарии, то, например, ДУМ может решать самостоятельно, признавать его диплом и знания или нет.
«Религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Татарстан, определяют порядок обеспечения канонического единства вероучения, указанного в уставе религиозной организации», – сказано в законопроекте.
Изменению подверглись и статьи закона, где говорится о трудовых отношениях религиозных организаций с гражданами. Раньше, взяв гражданина священнослужителем, организации были лишь «вправе заключать» соответствующие договоры, теперь это стало обязательным – в тексте закона указано утвердительно: «заключают». Также сотрудникам религиозных организаций Татарии дали право «создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью».
Пока законопроект одобрен парламентариями, а в ближайшее время поправки к закону будут подписаны и главой Татарии Рустамом Миннихановым.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 19 июля около 10.00 в подъезде одного из домов по улице Заря города Казани неизвестный несколько раз выстрелил из огнестрельного оружия в заместителя муфтия Татарстана 64-летнего Валиуллу Якупова, который скончался от полученных ранений в салоне своего автомобиля.
Позже (около 11.00) в другой части города, во дворе дома № 35 на улице Четаева, произошел подрыв автомобиля Land Cruiser, в салоне которого находился муфтий Татарстана Илдус Файзов. Взрывной волной его выбросило из автомашины. С телесными повреждениями различной степени тяжести он госпитализирован.
Согласно данным следователей, во время покушения на муфтия Татарстана прогремело три взрыва. Предварительно установлено, что взрывное устройство было закреплено под днищем автомобиля в районе переднего пассажирского сиденья.
По факту гибели Валиуллы Якупова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ (убийство), следователи завели также уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство) по факту нападения на Илдуса Файзова.
Президент России Владимир Путин заявил, что организаторы покушения на муфтия Татарстана будут наказаны.
На следующий день были задержаны первые четверо подозреваемых, среди которых оказался председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» 57-летний Рустем Гатауллин.
По версии следствия, основным мотивом преступления является профессиональная деятельность потерпевших, в том числе их идеологические разногласия с оппонентами. Так, после избрания Файзова главным муфтием Татарстана им была избрана жесткая позиция по отношению к организациям, проповедующим радикальные течения ислама в республике. Кроме того, он взял на контроль движение денежных средств организации «Идель-Хадж», которая занималась направлением мусульман в Мекку, на этой почве у муфтия произошел конфликт с руководителем данной организации, который высказывал угрозы в адрес Файзова.