В среду глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев заявил, что в России в скором времени может появиться уполномоченный по делам национальностей.
Стратегия будет, конечно, тезисной, но, тем не менее, будет определять основные направления
Впервые о такой должности упомянул еще весной вице-премьер Дмитрий Козак, сообщивший тогда, что одобренные на заседании межведомственной рабочей группы по межнациональным отношениям предложения «сводятся к тому, чтобы ввести должность уполномоченного по межнациональным отношениям при президенте» и создать соответствующий совет при главе государства. «Такие решения в целом одобрены и будут представлены руководству страны», – сказал Козак.
Напомним, одним из первых документов, подписанных сразу после инаугурации Владимира Путина, стал указ «Об обеспечении межнационального согласия». Он поручил администрации президента к 1 июня подготовить предложения по образованию Совета по межнациональным отношениям при главе государства. Кроме того, глава государства поручил «разработать и утвердить до 1 декабря 2012 года Стратегию государственной национальной политики РФ», а также ввести «обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов».
В июне президент подписал указ «О Совете при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям». «В целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений постановляю: образовать Совет при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям», – говорилось в тексте документа. Были утверждены положение о совете и его состав. Председателем совета стал Путин. Его заместителями в совете стали первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин и вице-премьер Дмитрий Козак. Ответственным секретарем совета назначен заместитель начальника управления президента по внутренней политике Павел Зенькович.
Депутат Сафаралиев рассказал газете ВЗГЛЯД подробности по поводу планируемого института уполномоченного по делам национальностей.
ВЗГЛЯД: Гаджимет Керимович, когда можно ожидать появление должности уполномоченного, и какие функции должны быть на него возложены?
Гаджимет Сафаралиев: Может быть, будет уполномоченный, который станет связующим звеном между регионами и президентом, между советами и президентом. Для соответствующего министерства сейчас нет достаточного количества полномочий: многие полномочия уже перераспределены по разным министерствам.
Сейчас уже есть Совет при президенте. Может быть, будет какой-то оперативный орган. Но это решает президент.
Предполагалось, что будет какой-то орган, который будет этими вопросами заниматься. Пришли к тому, что будет Совет при президенте. Потом, наверное, будет уполномоченный. Но пока это все в перспективе.
ВЗГЛЯД: Какова ближайшая задача в этом направлении?
Г. С.: Разработать к декабрю Стратегию межнациональных отношений. Может быть, после того как она будет разработана, и появится институт уполномоченного.
#{ussr}ВЗГЛЯД: Какие главные вопросы должны быть раскрыты в этом документе?
Г. С.: Туда войдет все то, что президент и предполагал: формирование общероссийской идентичности; миграционная политика, внутренняя и внешняя; русский язык; взаимодействие со средствами массовой информации. Стратегия будет определять основные направления. А дальше уже надо будет реализовывать эти направления.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, какие вопросы, связанные с межнациональными отношениями, сегодня стоят наиболее остро?
Г. С.: Неконтролируемая внутренняя миграция, незаконная внешняя миграция. Сейчас разрабатывается концепция миграционной политики, но она, как говорил Владимир Владимирович Путин, не может быть без национальной политики. Другой острый вопрос – отсутствие полной информации о градусе межнациональных отношений в различных регионах. Нужно понять, что происходит, как, какие корни у этого, какие пути снижения напряженности, нужно взаимодействие со средствами массовой информации. Есть много моментов, которые влияют на настроение людей, на восприятие таких явлений.
ВЗГЛЯД: Вы упомянули о формировании общероссийской идентичности. Уместны ли здесь параллели с понятиями «советский человек» и «советский народ»?
Г. С.: В какой-то мере да. Тогда стремились к единению и формированию такой идентичности, как «советский народ». И были положительные моменты.
Надо любой опыт учитывать. Еще в царские времена был богатый опыт по взаимодействию с народами, которые составляли Российскую империю. Этот опыт частично использовался советской властью. Надо обращать внимание на опыт взаимодействия в других государствах, не одна же Россия такая полиэтничная, много стран таких, и везде возникают похожие проблемы.
ВЗГЛЯД: Где, например?
Г. С.: Франкоговорящая провинция Квебек, где очень остро стоит вопрос об отделении от Канады. Есть проблема в Ирландии, проблема басков в Испании. Есть много стран, в которых живут много разных этносов, и там существуют проблемы, связанные с представительством в органах власти, земельные и так далее. Россия не является уникальной в этом плане.
ВЗГЛЯД: В последние десятилетия все вопросы, связанные с национальными отношениями, были табуированы в публичном пространстве, их не обсуждали открыто. Что случилось, что об этом заговорили на самом высоком уровне?
Г. С.: Речь идет о здоровье нации. Если есть непорядок в межнациональных отношениях, во взаимодействии этносов, составляющих единый российский народ, то это как болезнь. Видимо, она прогрессирует, в том числе и благодаря тому, что в предыдущие годы считалось, что у нас никаких проблем нет.
Если человек уколол палец – все тело болит. Здесь то же самое, надо прийти к такому, чтобы ощущение боли соседей было твоей болью. Когда недавно была трагедия в Крымске, многие люди сами, от души, без указки сверху помогали. Туда ездили целые эшелоны. Я знаю, что в Дагестане собрали 17 млн рублей в течение двух–трех дней и отвезли туда. Когда было землетрясение в 1970 году, вся страна была в Дагестане, отстроили город. К этому надо идти, а когда это будет, то и другие успехи появятся.