Руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина в среду сообщил, что десятки директоров столичных школ отстранены от должности после проведения финансовых проверок за последний год, передает «Интерфакс».
Только в ЮЗАО были уволены за полтора года более 50 директоров. Причем увольнения зачастую проходили по принципу «пшел вон, ты мне не нравишься
«Более года идут глубокие, объективные проверки финансовой деятельности образовательных учреждений. По результатам пришлось расстаться с руководителями, к сожалению, их число исчисляется не десятками, а сотнями. Где-то пришлось передать результаты проверок в следственные органы», – сказал Калина на пресс-конференции в среду.
Отвечая на уточняющий вопрос, к какому количеству школ пришлось применить столь радикальные меры, Калина сказал, что их число близко к 80.
Он отметил, что большую роль в контроле за школами играет сайт департамента образования. «В день на сайт поступает 70–80 обращений учителей, родителей, граждан по работе образовательных учреждений. Большинство обращений с критической информацией проверяется и в половине случаев подтверждается», – сказал Калина.
Он уточнил, что финансовая служба департамента проверяет в неделю 30–40 учреждений. В частности, проверяется «объем выполненных работ, который часто пытаются завысить».
Калина призвал родителей активнее участвовать в работе школ. «Сейчас появилась редчайшая возможность – иметь внешний аудит, качественный контроль для каждого учреждения. Среди родителей огромное количество знающих, грамотных, активных, состоявшихся людей. Они могут входить в управляющие советы и быть не «карманными» или супероппозиционными, а конструктивными оппонентами директору», – подчеркнул Калина.
По его мнению, главной защитой от нарушений является контроль со стороны учителей и родителей за руководством каждой школы.
В департаменте образования Москвы газете ВЗГЛЯД отказались отвечать на вопрос, с чем связан всплеск увольнений за последний год.
При этом председатель Городского совета родительской общественности при департаменте Людмила Мясникова убеждена, что в последнее время благодаря открытости властей активизировались родители.
«Я это связываю с тем, что их слушают, их слышат, их понимают и им отвечают. Когда вы говорите в никуда – это одно, а здесь вам отвечает не кто-нибудь, а первое лицо, которому может быть задан любой вопрос, на любой вопрос будет дан ответ», – заявила она газете ВЗГЛЯД.
«Они пишут, звонят, много выходят на сайт. И это летом! Задумайтесь на 30 секунд, что это значит. Люди пишут с IPad'ов, с телефонов, то есть люди живут этим и активно в этом участвуют! Это раз. Во-вторых, у нас каждую субботу в департаменте проходит родительское собрание. Июнь, июль – это те месяцы, когда вроде бы есть чем заняться в субботу в 11 часов утра. Но вы знаете, сколько народу бывает на этих собраниях? Не десять и не двадцать человек! Это говорит о родительской активности», – говорит она.
По словам собеседницы газеты, родительские жалобы, которые становятся поводом для проверок и последующего увольнения директоров, подкрепляются необходимыми документами.
«Пишется жалоба на сайт департамента, где указывается на происходящие нарушения – поборы или еще что-то. В связи с этим, я так понимаю, начинается расследование. Родители подают жалобу, в которую входят соответствующие документы, которые подтверждают то, что они пишут. То есть это все не так просто», – сказала Мясникова.
Она отрицает возможность того, что директора могут уволить по ложному доносу: «Никто его не увольняет сразу после прихода такого заявления». При этом, по ее словам, проверка в отношении директора начинается после каждого обращения.
«Без объяснения причин»
Однако существует мнение, согласно которому массовое увольнение директоров обусловлено не внезапной вспышкой гражданского самосознания у родителей, а совершенно другими причинами.
«Идет массовая замена директоров, – заявил газете ВЗГЛЯД лидер межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. – Я это объясняю тем, что крутые реформы, которые заворачиваются в Москве (введение новой оплаты труда, подушевое финансирование и прочее, а также преобразование (школ) по 83-му закону из городских и муниципальных в бюджетные и автономные), требуют послушного директорского корпуса, вот его и делают послушным».
«Мне известно, что только в Юго-Западном административном округе, после того как Калина назначил туда руководителем окружного управления Алексея Александрова, своего приятеля, были уволены за полтора года более 50 директоров. Причем увольнения зачастую проходили по принципу «пшел вон, ты мне не нравишься». Так, по крайней мере, рассказывают, и действительно, в ряде случаев внятного объяснения получить не удавалось», – говорит он.
Практически все директора увольняются по статье 278, п. 2, то есть «без объяснения причин», за редким исключением, когда действительно есть серьезные проступки, сообщил Демидов.
«По моим впечатлениям, поскольку к нам часто обращаются и сами директора, и педагоги с родителями, которые готовы уволенных директоров защищать, не менее половины из них уволены именно таким образом. Надо посмотреть статью, по которой было проведено увольнение. Если «без объяснения причин», то очевидно, что у учредителя не было ничего, кроме желания поменять неугодного директора на угодного», – считает он.
«Наличие такого пункта в законодательстве – увольнение без объяснения причин – ставит весь директорский корпус в рабскую зависимость от вышестоящего начальства, – объясняет лидер профсоюза. – Незащищенность директоров приводит к тому, что мы имеем в сфере образования, в частности, в Москве вакханалию, от которой страдают сами директора, учителя, дети и их родители. Понятно, что большая часть этих реформ качество образования отнюдь не улучшает. Возьмем ли мы новую систему финансирования, новую систему оплаты труда или, особенно, слияние школ, на поприще чего сейчас как раз многих директоров и вышвырнули. Если ты активно не сливаешь свою школу с теми, с кем тебе подсказали, то, соответственно, завтра ты директором уже не будешь».
Напомним, родители московских школьников болезненно отреагировали на процесс объединения школ, целесообразность которого власти связывают с ситуацией, возникшей в ходе записи детей в первый класс. Некоторые родители жалуются на то, что их детям в результате объединения придется ходить в более отдаленные школы, а также на то, что в результате слияния образовательных учреждений школьникам из сильных классов придется общаться с трудными подростками.
В департаменте образования Москвы подают этот процесс как собственную инициативу школ. В начале июня в ведомстве сообщали, что объединяться хотят 710 образовательных учреждений столицы.
При этом глава департамента образования столицы Исаак Калина заявлял, что его ведомство в этой ситуации обладает лишь правом запрещать объединение.
«Этим правом мы достаточно активно пользуемся последние два года. У нас в прошлом году было очень много предложений, мы достаточно активно отказывали и не давали своих решений по объединению», – отмечал тогда министр городского правительства.
«От большого гуманизма»
Буквально в среду в Бауманском районном суде состоялось слушание дела уволенного без объяснения причин директора, правда, не школы, а детского загородного лагеря «Команда» Вячеслава Глинчикова, который подал иск к департаменту образования с требованием восстановить его в должности, выплатить компенсацию и принести извинения.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД сам истец, претензии у властей к нему были. «В прошлом году у нас в лагере состоялась ночная проверка, которая вызвала бурю возмущения у родителей, у нас, сотрудников. Мы пожаловались на это. От бессилия – потому что никто не отвечал на наши жалобы – я пожаловался в прокуратуру, а она переслала мое заявление тому же, на кого я жаловался. С тех пор началось преследование и лагеря, и меня. Я считаю, что это лежит в общей колее коммерциализации образования», – говорит он.
«В марте этого года меня уволили на основании ст. 278, п. 2, то есть «без объяснения причин». Я не стал молчать и подал в суд на департамент. Мало того, был нарушен порядок увольнения. Во-первых, со мной вовремя не рассчитались, а во-вторых, сумма компенсации, которую мне выплатили, была определена не в ходе переговоров, как предусмотрено законом, а решением департамента. Об этом я и заявил в иске».
«Несмотря на то что вышеназванная статья не предполагает предъявления каких-либо претензий, представители департамента пытались на сегодняшнем заседании суда рассказать о том, «как много в прошлом году в лагере было нарушений разного рода». «На законный вопрос прокурора: «А что ж вы не уволили его на основании нарушений?» – юристы департамента ответили, что это было сделано от большого гуманизма. На самом деле никаких нарушений не было, равно как и оснований меня увольнять», – утверждает Глинчиков.
В свою очередь лидер профсоюза «Учитель» Андрей Демидов с сожалением констатирует, что в суд уволенные директора обращаются крайне редко: «Готовность защищать свои права дисциплинирует работодателя, в данном случае – департамент, и если бы это было массовое обращение, оно могло бы подвигнуть к тому, чтобы скорректировали законодательство – хотя бы в сторону того, чтобы учредитель потрудился объяснить основания увольнения».
«Я знаю, что еще один директор, номер школы сейчас назвать не готов, намерен судиться с департаментом по поводу своего увольнения. По крайней мере они запрашивали у нас консультации по поводу своего обращения в суд. Я думаю, что этот список будет продолжен, потому что масштаб явления очень и очень велик», – говорит Демидов.