В четверг в интервью газете «Известия» руководитель Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин опроверг заявления редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова о том, что устраивал допрос с пристрастием в лесу шеф-редактору издания Сергею Соколову, которого пригласил с собой в поездку на Кавказ.
Новая газета» получила очередную долю славы борцов с властью. Но вся история не стоит и выеденного яйца
«Бросьте. Хотя бы вы не повторяйте глупости и инсинуации недобросовестных коллег. Теперь по существу. Первое – в лесу я не был уже даже не помню сколько лет. Работа настолько напряженная, что не до поездок на природу. Второе: конфликтная ситуация с «Новой газетой» возникла после хамской и безобразной статьи журналиста Соколова по поводу расследования Следственным комитетом дела банды Цапка, члены которой обвиняются в массовом убийстве в столице Кущевской. Не скрою, реакция моя на статью была эмоциональной», – сказал «Известиям» Бастрыкин.
По словам главы СК, ему просто стало обидно – не столько за себя, сколько за следователей, которые, подчас рискуя жизнью, делают свою работу. «Пригласить Соколова и показать ему, что называется, живьем людей, которые расследовали нашумевшее дело подонков из Кущевки, была моя инициатива. Пресс-служба Следственного комитета отговаривала меня от этой затеи. Как теперь понимаю, вполне оправданно. Но я настоял. Я не мог даже представить, что журналисты и редакция «Новой» опустятся до прямой лжи», – сказал он.
Автор статьи напомнил Бастрыкину, что в открытом доступе существует аудиозапись разговора между ним и Соколовым, подтверждающая негативное отношение руководителя СК к журналисту. «Я не отказываюсь от своих слов. Я действительно жестко отреагировал на иезуитскую попытку извинения журналиста. Он же заявил, что «хорошо, я извиняюсь, но докажу, что вы жулики и продались Цапкам». Как на это я мог реагировать? Это было сделано мной в столь резкой форме и в присутствии журналистов, которых я сам пригласил. Но я по-прежнему считаю, что «Новая газета» поступила подло и гадко, обвинив СК в продажности убийцам Цапкам», – заявил Бастрыкин.
Бастрыкин отметил, что ситуация с вывозом кого-то в лес – «просто бред воспаленного мозга». «Инцидент случился больше недели назад. Если вас вывезли в лес, угрожали убийством – какая реакция у человека и журналиста? Бегом бежать, подавать заявление, бить во все колокола, тем более что у журналистов, как у никого другого, такая возможность есть. А тут целую неделю молчание, какие-то сепаратные переговоры с депутатами, с пресс-службой СК, попытки руководства «Новой газеты» попить со мной чаю и наладить отношения. После появления извинений в газете я посчитал инцидент исчерпанным», – сказал он.
Кроме того, глава СК заявил, что в письме главного редактора «Новой газеты» очень грамотно смешаны факты и откровенное вранье. «И, как ни странно, письмо это появилось сразу после обысков, которые провел Следственный комитет у лидеров несистемной оппозиции. Шум, конечно, случился большой. «Новая газета» получила очередную долю славы борцов с властью. Но вся история не стоит и выеденного яйца», – пояснил Бастрыкин.
«Согласен, для меня непозволительная роскошь – проявлять эмоции. Надо было терпеть, а не пытаться разъяснять недобросовестному журналисту, где добро и где зло. Извиняться перед «Новой газетой» мне не в чем. Единственное, что хотелось бы сказать, и в этом я убежден – основная масса журналистов в высшей мере порядочные и честные люди, делающие свою работу в тяжелых условиях, как, впрочем, и сотрудники Следственного комитета», – сказал руководитель ведомства.
Между тем сомнение в реальности конфликта между журналистом и главой СК выразила председатель Комитета по безопасности Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, история выглядит подозрительно и неправдоподобно.
«Со стороны эта история выглядит очень подозрительно и неправдоподобно», – заявила Ирина Яровая, комментируя изложенную в «Новой газете» историю о конфликте между Александром Бастрыкиным и Сергеем Соколовым, сообщает сайт партии «Единая Россия».
По словам депутата, первое, что настораживает, – это недельное молчание журналиста. «На мой взгляд, все это выглядит очень странно, потому что любой нормальный человек, а уж тем более журналист, если в его отношении совершаются какие-то действия, которые можно было бы рассматривать как противоправные, вряд ли будет ждать неделю, чтобы потом делать громкие заявления», – сказала Яровая.
Кроме того, полагает она, нельзя не обратить внимания на то, что история конфликта была обнародована после того, как в отношении «так называемых лидеров оппозиции были проведены определенные процессуальные действия, обыски». «Случайно это совпало? А, может быть, не случайно», – заметила руководитель комитета.
То есть, подчеркнула Яровая, «есть вопросы, которые требуют ответа, и пока нет повода для утверждений и, тем более, серьезных обвинений». «Что мешало, если бы это было правдой, заявить сразу», – повторила депутат.
Накануне в «Новой газете» было опубликовано открытое письмо главного редактора издания Дмитрия Муратова, который утверждал в нем, что Бастрыкин пригласил шеф-редактора издания Сергея Соколова в поездку на Северный Кавказ, где в ходе ведомственного совещания в Нальчике между ними произошла словесная перепалка.
Как писал Муратов, Бастрыкин счел оскорбительными для себя утверждения, содержащиеся в статье Соколова, который раскритиковал действия силовых структур в связи с приговором соучастнику бандитов из Кущевской Сергею Цеповязу. Как следует из текста письма, глава СК выгнал Соколова с совещания, применив при этом грубые выражения.
Муратов отмечает, что по возвращении самолетом в Москву поздним вечером Соколов был усажен в машину охраной Бастрыкина и «отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок», передает «Интерфакс».
«Там Вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине. Мы... не цитируем то, что Вы в крайне экспрессивном состоянии высказали Соколову о газете, редакционной политике, как Вы охарактеризовали нашего погибшего обозревателя Политковскую», – пишет главный редактор.
Он утверждает: «Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести».
«Но теперь и я от Вас, господин генерал, имею право требовать. Требовать гарантий безопасности для Сергея Соколова и сотрудников редакции. Я надеюсь, мы сможем преодолеть взаимный эмоциональный срыв (если это не было чем-то большим)», – пишет Муратов.
Как позже сообщил главный редактор «Новой газеты», Соколов после конфликта с Бастрыкиным в целях безопасности уехал за границу.
«Мы должны быть уверены в безопасности Сергея, и поэтому он находится за границей. Но мы очень надеемся, что случившееся будет урегулировано, и он, конечно, вернется в страну, поскольку русское счастье – жить и работать на Родине», – отметил Муратов.
По его словам, «мне не хочется информационных войн, но мы хотели бы лично получить от Бастрыкина эти гарантии безопасности и объяснение случившегося».
«После нашего обращения, согласно закону, ответ должен последовать не позднее, чем через неделю, хотя с промежуточными ответами все может затянуться на месяц. Но мы подождем. Если же ничего не случится, то сделаем другие шаги. Какие именно? Мне пока не хотелось бы говорить», – подчеркнул Муратов.
Разобраться в инциденте решила комиссия Общественной палаты России по безопасности, сообщил РИА «Новости» глава комиссии, адвокат Анатолий Кучерена.
«Комиссия Общественной палаты по безопасности возьмет это дело на контроль и в ближайшее время постарается выслушать все стороны конфликта для того, чтобы понять, что же на самом деле произошло», – сказал Кучерена.
Он отметил, что у журналиста есть своя работа, а у руководителя Следственного комитета – своя, и если возникают какие-то недопонимания, то необходимо решать вопросы в рабочем порядке, а не прибегать к эмоциям.
Позже в этот же день полицейские задержали несколько граждан, устроивших незаконный пикет у здания Следственного комитета, сообщил представитель пресс-службы столичного главка МВД.
«Возле здания СК несколько граждан устроили несанкционированное мероприятие, растянули плакаты. После неоднократных предупреждений о недопустимости подобных действий, на которые они не отреагировали, сотрудники полиции были вынуждены задержать участников несанкционированного мероприятия, среди которых оказались и представители СМИ», – сказал представитель полиции.
В пресс-службе подчеркнули, что «журналисты пришли на акцию не как представители СМИ, а как ее участники и организаторы». «Все задержанные доставлены в отдел полиции, решается вопрос о привлечении их к ответственности», – сообщили в пресс-службе.
Представитель «Эха Москвы» ранее заявила, что среди задержанных – первый зам главного редактора радиостанции Владимир Варфоломеев, а также еще трое сотрудников «Эха» – Ольга Бычкова, Нателла Болтянская и Алина Гребнева. Сам Варфоломеев ранее подтвердил эти данные, а также сообщил, что с ними задержали журналиста Александра Подрабинека и что всех их отвезли в ОВД «Басманное».
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов* заявил, что задержанные журналисты радиостанции не выполняли редакционное задание, а пришли туда по личной инициативе. «Нет, это не редакционное задание, они выходные сегодня», – сказал Венедиктов.
Он добавил, что поддерживает эту инициативу. «Я считаю, что журналисты могут и должны выражать публично солидарность в случае, если их коллеге угрожают», – отметил главред радиостанции.
Венедиктов добавил, что будет защищать своих журналистов. «У меня есть возможность, во-первых, рассмотреть законность задержания, потому что меня там не было. Во-вторых, у меня есть публичная позиция, которую я собираюсь высказывать через радио и через моих коллег, в-третьих, у меня есть вопросы руководителям ведомства и свой завтрашний день я этому посвящу», – сказал он.
Позже в среду о публикациях в СМИ по поводу конфликта между Бастрыкиным и Соколовым доложили президенту России Владимиру Путину, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Владимиру Путину доложено о сообщениях СМИ на эту тему», – сказал Песков «Интерфаксу» в среду.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом