Группа депутатов Госдумы внесла законопроект, законодательно закрепляющий право авиакомпаний формировать так называемые черные списки пассажиров, которые нарушают правила поведения на борту, и отказывать им в продаже билета.
Люди, вылетая на отдых в Египет или Турцию, сумками набирают алкогольные напитки
Парламентарии отмечают, что большинство зарубежных авиакомпаний, столкнувшихся с неоднократными нарушениями правил поведения пассажиров на борту самолета, публикуют на своих сайтах так называемые черные списки пассажиров, которым они отказывают в заключении договора воздушной перевозки. Нечто аналогичное, по данным депутатов, есть и в ряде российских компаний – «Аэрофлот», «Трансаэро», Sky Express, «Ямал» и других. Пыталась сформировать подобный список и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Однако в России нет законодательной нормы, дающей авиакомпаниям право на ведение таких списков, и, по сути, это является самодеятельностью, которая в определенных обстоятельствах может привести к привлечению авиаперевозчиков к ответственности. Пункт о проблемных пассажирах содержится лишь в Воздушном кодексе (п.107), где предусматривается право перевозчика в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (и груза) по ряду оснований. Именно он не так давно позволил компании «Трансаэро» высадить в Доминиканской Республике ростовчанина Михаила Роговенко, у которого на борту случился конфликт с персоналом компании, и отказать ему в обратной перевозке. Однако если он опять захочет полететь этой авиакомпанией, отказаться продать ему билет авиаперевозчик формально не имеет права.
«Вседозволенность и широта души»
В профильном комитете Госдумы инициативу, скорее, поддерживают. «Я хочу, чтобы пассажиры не только на воздушном судне, но и на всех видах транспорта выполняли правила поведения, а если они такие правила не выполняют, то мы их должны наказывать, жестко штрафовать. А если это происходит неоднократно, то зачем его заранее в судно пускать, если он буянит», – сказал РИА «Новости» председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.
Вместе с тем он отметил, что в комитете будут обращать внимание на юридические тонкости. «Мы считаем, что надо правильно отнестись к этому вопросу юридически, чтобы не было ущемления прав граждан по пользованию транспортом», – сказал парламентарий.
Один из авторов законопроекта депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов признался в интервью газете ВЗГЛЯД, что разработать документ его побудили личные впечатления. «Часто летая по стране и за рубеж, на отдых и в командировки, я наблюдал, как себя ведут граждане в самолетах, – сказал он. – У меня сложилось впечатление, что русская вседозволенность и широта души позволяют нам себя вести безнаказанно, в том числе, и на борту судна. Уже стереотипом стало, когда люди, вылетая на отдых в Египет или Турцию, сумками набирают алкогольные напитки, употребляют их на борту, у людей появляется желание с кем-то зацепиться, подраться. И на моих глазах было, когда пьяные компании – особенно, когда их много, это же сила! – ведут себя по-хамски, начинают терроризировать экипаж. Это все происходит на глазах женщин, детей. Часто в результате драк страдают невинные люди, на которых упала пустая бутылка или что-то свалилось, сломалось и т.д.»
«Интересно сравнить, как себя ведут русские пассажиры в самолетах зарубежных авиакомпаний, – продолжил депутат. – Недавно я летал за рубеж самолетом иностранной компании. Там алкоголь был разрешен, его даже раздавали, в том числе в эконом-классе. Так вот, там все пассажиры без исключения спокойно и хорошо себя ведут в течение всего десятичасового рейса. Потому что там было сразу ясно сказано: авиакомпания серьезная, в случае, если возникнет любая угроза безопасности полета, самолет экстренно сажается на ближайшем аэродроме, человек удаляется с борта, передается правоохранительным органам, на него накладывается большой штраф, в том числе за несанкционированную посадку самолета, человек попадает в «черный список» авиакомпании. В российских авиакомпаниях этого нет. По российским законам все, что можно сделать, – расторгнуть договор и аннулировать билет».
Если кто-то хочет дебоширить, пусть они арендуют частные самолеты
«Если же будет принят наш законопроект, то авиакомпании получают возможность формировать на законных основаниях «черные списки» пассажиров- дебоширов-хулиганов, публиковать их на своих сайтах и в одностороннем порядке отказывать в продаже билетов, как это делается в других развитых странах.
Мы предлагаем разрешать заносить нарушителей в «черный список» на пять лет, но мы не настаиваем на этой цифре, если закон будет принят в первом чтении, мы готовы внести поправки ко второму чтению», – рассказал Нилов.
По его словам, у него нет опасений, что кто-то может попасть в такие списки по недоразумению или из-за злоупотреблений персонала: «Авиакомпания – коммерческая структура. Ей выгодно продавать билеты. Ей невыгодно, чтобы про нее ходили слухи и появлялись скандальные сообщения.
Скорее всего, решение будут принимать не стюард и командир корабля, а специальный департамент, который внимательно будет изучать произошедшее. Попадание человека в «черный список» – маленький экономический ущерб авиакомпании в будущем. Поэтому она, по логике, не заинтересована в том, чтобы эти списки были очень большими», – уверен парламентарий.
Он отметил, что, согласно тексту документа, лица могут попадать в список только в том случае, если они допустили нарушение правил поведения на борту воздушного судна, которое создало угрозу безопасности полета или угрозу жизни и здоровью других лиц, или не выполняли законные требования командира самолета.
«Перелет должен быть комфортным для всех. Если кто-то хочет дебоширить, пусть они арендуют частные самолеты, затариваются алкоголем и ведут себя там, как хотят, пусть даже раскачивают самолет в воздухе, а после этого пусть оплачивают штрафы авиаперевозчику. Это их личное дело. Но другие пассажиры не должны страдать от противоправных, хамских, некорректных, возмутительных действий отдельных персонажей», – заключил депутат.
Средство против дебошира
В авиакомпании «Аэрофлот» не стали комментировать эту инициативу, потребовав прислать официальный запрос. Ответа на запрос к концу дня не поступило.
В авиакомпании «Сибирь» газете ВЗГЛЯД сообщили, что у них нет ограничений по продаже билетов и никаких «черных списков» не ведется. Позицию руководства по предложенной мере представитель авиакомпании сообщать не стал.
В «Трансаэро», имя которой еще на слуху в связи с недавним скандалом, газете ВЗГЛЯД заявили, что подобные меры активно поддерживают. «В настоящее время российские авиакомпании официально не имеют права вести «черные списки» пассажиров и обмениваться этой информацией – это как бы создание незаконной базы данных. Что ставит нас в менее выгодное положение по сравнению с зарубежными компаниями, которые такие списки ведут.
Мы выступаем за то, чтобы эти «черные списки» пассажиров, допустивших злостные нарушения или противоправные действия на воздушном транспорте, приобрели законную силу. Это принципиальная позиция нашей компании», – сказал руководитель департамента по связям с общественностью Сергей Быхал.
«Даже возможность вести эти списки не подтверждена каким-либо нормативным актом, так же как у нас до сих пор не сертифицировали подручные средства, которые экипаж может применять против дебошира, – продолжил он. – У зарубежных компаний все четко прописано: экипаж может, допустим, применять пластиковые наручники, клейкую ленту, приборы, и они чувствуют себя защищенными против любого акта незаконного вмешательства. К сожалению, у нас до сих пор такого нет. Мы считаем, что это необходимая вещь, которая поможет в борьбе с противоправными действиями на воздушном транспорте».
По словам представителя авиакомпании, в процентном соотношении от общего числа пассажиров таких случаев немного, но, подчеркнул Быхал, они особенно опасны: «Очевидно, что хулиганство или дебош на высоте 10 тысяч метров в замкнутом пространстве представляют гораздо большую угрозу для безопасности и жизни людей, чем аналогичные действия на земле».
«Думаю, это общая позиция всех авиаторов», – уверен Сергей Быхал.
Он напомнил, что с 2007 года в авиакомпании действует собственный отдел сопровождения рейсов. Именно с ними у пассажира из Ростова Михаила Роговенко случился конфликт, после которого, как он утверждает, он был немотивированно избит. Авиакомпания же обвиняет его в дебоше на борту. «Конфликт начался, наверное, из-за того, что в психологии называется когнитивным диссонансом, – рассказывал Роговенко в интервью газете ВЗГЛЯД. – Когда ты видишь агрессивного человека, ты можешь промолчать или попытаться добиться своего. Когда я попросил воды для своей жены, я, к своему большому удивлению, встретил агрессивного человека. Но я, честно говоря, не мог представить, что эти люди втроем могут напасть на одного человека».
«Это провокация, за которую клеветник, мы надеемся, ответит по закону», – возражает представитель «Трансаэро».
При этом, отметил Сергей Быхал, если без обратного билета Роговенко на основании Воздушного кодекса оставить смогли, после чего он застрял в Доминикане, то в другой раз не пустить его в самолет за прошлое поведение его уже не смогут: «В этом весь вопрос. По закону «О правах потребителя» мы не сможем ему отказать».
«По понятиям авиакомпании»
Вместе с тем председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков обратил внимание, что, помимо закона «О защите прав потребителей», есть и другие нормативные акты, которые препятствуют созданию таких списков. По его мнению, такая мера может лишь навредить.
Авиакомпании на нас с вами очень даже хорошо наживаются, когда задерживают рейсы, а платят 25 рублей в час
«Закон будет входить в противоречие с рядом других законов – с Гражданским кодексом, законом «О защите прав потребителей» и даже с Конституцией, по которой у нас все граждане равны, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Согласно нашему законодательству, исполнитель не вправе отказать любому потребителю, когда они оказывают услуги. Соответственно, если это авиакомпания, то билеты у нее может купить любой на абсолютно равных условиях, иначе это будет дискриминация и нарушение ваших прав.
Если подобного рода законодательные инициативы будут реализованы, будет, выражаясь юридическим языком, коллизия с другими нормами права».
Он отметил, что «тогда надо менять вообще все законодательство вплоть до Конституции, либо, в конце концов, оставить бедного и несчастного потребителя в покое. Ему и так несладко приходится, потому что авиакомпании на нас с вами очень даже хорошо наживаются, когда задерживают рейсы, а платят 25 рублей в час, хотя в других странах штрафы на порядок выше. Вот о чем надо думать депутатам».
«Согласно Конституции, человека может ущемить в правах суд, – продолжил Аншаков. – Если есть решение суда и человека признали преступником, он может быть ограничен в правах на время исполнения суда. Но ограничивать в правах человека без решения суда незаконно.
Тогда надо заходить с другой стороны – давать определенные полномочия суду, менять уголовный закон и давать какие-то полномочия суду. Чтобы запрет на полеты был одной из мер, которые применяются судом к нарушителю, и после того, как он осужден».
«Есть основополагающее понятие для любой правовой системы – презумпция невиновности человека. Если он закон нарушил – его могут привлечь к ответственности. Если не нарушил, не могут. Если человек находится в неадекватном состоянии, пьяный, то да, авиакомпания может его на самолет не сажать. Но если он абсолютно адекватен, то говорить о том, что он может представлять потенциальную угрозу, потому что занесен в «черный список», – это дискриминация», – считает председатель ОЗПП.
«Я, в принципе, логику-то здесь понимаю, присутствует здесь какая-то житейская бытовая логика. Но нам просто надо понимать, что для нас важнее – закон или судить людей по понятиям. Если по закону, то нельзя. Перед законом все равны, есть презумпция невиновности. А если по понятиям – то, наверное, да, можно кого-то дискриминировать. По понятиям авиакомпании», – отметил Аншаков.
По его мнению, сейчас это не самая актуальная проблема для пассажиров, и менять здесь ничего не стоит. «А вот менять статью 120 Воздушного кодекса надо давно. Мы единственная крупная страна, которая не ратифицировала Монреальскую конвенцию о воздушных перевозках. На нас как на пассажиров распространяется Варшавская конвенция 1929 года. Эти документы принципиально отличаются штрафами и санкциями, применяемыми к авиакомпаниям, в том числе за задержку авиарейсов. Вот об этом депутатам стоит подумать, потому что это действительно затрагивает права десятков миллионов пассажиров», – заключил председатель ОЗПП.