«Министерство внутренних дел Российской Федерации изучает запись интервью адвоката Дагира Хасавова, данное им накануне одному из центральных телеканалов, на предмет наличия призывов к разжиганию национальной розни и признаков экстремизма. С последующей процессуальной оценкой», – такое сообщение появилось в среду днем на сайте МВД. В пресс-релизе также отмечается, что «соответствующие поручения даны руководством министерства специалистам профильных подразделений ведомства». Напомним, в структуре МВД существует Главное управление по противодействию экстремизму.
Что касается заявления о мусульманском Халифате, то ради Бога, пусть говорит
Позже в этот же день в Генпрокуратуре заявили, что прокурору Москвы дано поручение «организовать проверку содержащихся в телевизионном сюжете сведений на предмет их соответствия законодательству о противодействии экстремистской деятельности и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования».
В свою очередь Роскомнадзор по поручению Генпрокуратуры проведет проверку в отношении канала РЕН, в эфире которого вышел сюжет с заявлением Хасавова. По мнению надзорного ведомства, телевизионщики могли нарушить требования законодательства «о недопущении использования средств массовой информации для распространения экстремистских высказываний».
Видеоролик с речью Хасавова широко разошелся в интернете и вызвал сильный общественный резонанс. В интервью телеканалу РЕН практикующий адвокат выступил за то, чтобы узаконить суд шариата в России, и пригрозил, что мусульмане «зальют кровью» Москву, если это не будет сделано.
«Мы будем расширять эту сеть. Начнем с России, сначала Азия, потом полностью будет все охвачено, как в халифате было. Все мусульмане мира должны быть едины. Мы должны создавать единую систему. Россия должна дать нам такую возможность», – сказал он.
В интервью газете ВЗГЛЯД почетный адвокат России, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев уверенно заявил, что Хасавов допустил уголовно-наказуемое высказывание: «Я усматриваю в этом экстремизм. Понятие экстремистской деятельности дается в статье первой ФЗ 2002 года о противодействии экстремистской деятельности. Оно достаточно широкое. Это в том числе действия, направленные на возбуждение межрелигиозной розни и вражды. В данном случае это не просто призывы к розни, но и угрозы применения насилия. Это однозначно подпадает под статью 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – прим. ВЗГЛЯД)».
«У нас в стране очень много мусульман и людей, которые по своему вероисповеданию и мировоззрению балансируют между тонкими гранями, и такого рода призывы могут спровоцировать их на нарушение закона. Поэтому такие вещи недопустимы», – считает он.
«Что касается заявления о мусульманском Халифате, то ради Бога, пусть говорит. У нас есть православные, которые заявляют о необходимости введения монархии. Пожалуйста, заявляйте и обосновывайте теоретически, пишите это в своих статьях, диссертациях. Главное, чтобы это не было связано с разжиганием розни и призывами к насилию», – отметил собеседник.
С другой стороны, по мнению эксперта, адвокат мог допустить подобные высказывания из-за того, что интервью на телекамеру нарушило его душевное равновесие.
«Адвокат, который делает такие неосторожные заявления, должен отдавать себе отчет и просчитывать последствия подобного рода заявлений. Это мог быть эмоциональный всплеск под прицелом телекамер, может быть, это был прямой эфир, и он был перевозбужден», – сказал Пчелинцев.
Комментируя возможность претензий к телеканалу со стороны надзорных органов, эксперт отметил, что средства массовой информации не должны были распространять высказывания Хасавова.
«СМИ не имеют права подобное транслировать. Правда, если это в прямом эфире, то вы уже никуда не денетесь, и в соответствии с законом о СМИ средства массовой информации освобождаются от ответственности. Но этот случай неоднозначный и пограничный, то есть придется делать лингвистическую экспертизу. Плюс журналист, режиссер и все, кто делали эту передачу, могли быть в неведении. Но им не мешало бы посоветоваться с юристами», – отметил Пчелинцев.
«Что касается наказания, то все будет зависеть от того, как дальше будет развиваться ситуация. Прокуратура может вынести ему предупреждение. Если этим займется Следственный комитет, будет возбуждено уголовное дело и оно дойдет до суда, то там санкции уже достаточно жесткие», – считает эксперт.
Напомним, наказания по 282-й статье УК РФ предусматривают «штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет».
Российские мусульмане также подвергли заявления Хасавова критике. Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, комментируя слова адвоката, заявил, что в России мусульмане должны подчиняться законам светского суда.
«Мы живем в светском государстве, живем по законам светского государства, руководствоваться нужно именно ими, какой бы веры человек ни был. Что касается законов шариата, то когда человек приходит в мечеть, к мулле, чтобы узнать решение того или иного вопроса, а мулла дает ответ, то вот это и есть «рассудить по шариату». Конечно, никакой юридической силы сказанное муллой не имеет, но мусульманин поступает согласно этому неписаному закону – это вообще обычная практика, ничего нового тут нет», – сказал Бердиев.
Глава пресс-службы Рамзана Кадырова Альви Керимов заявил, что Хасавов является невеждой в исламском праве и провокатором.
«Хасавов является провокатором, невеждой в исламском праве, в исламе, безответственным человеком. Он не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к шариатскому праву. Для мусульманина самое главное – соблюдать законы страны, в которой он живет. В РФ созданы все условия для того, чтобы мусульмане могли исповедовать свою религию, обучать своих детей нормам ислама. Заявление Хасавова – чей-то заказ, направленный против ислама и мусульман. По его словам, нормы ислама совпадают с нормами российской Конституции. В Чечне шариатских судов нет и быть не может», – сказал пресс-секретарь.
В свою очередь глава отдела по связям Церкви и общества Московского патриархата Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин неожиданно заявил, что права мусульман на шариатский суд нужно уважать и соблюдать. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», – пояснил Чаплин.