В субботу вице-премьер Дмитрий Рогозин, посетивший корпорацию «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле, рассказал о перспективах разрабатываемой на предприятии боевой платформы «Армата».
Этот центр будет главным центром России по испытанию бронетехники и боеприпасов для нее
Он подтвердил, что серийное производство платформы будет развернуто к 2015 году, и рассказал, какие виды техники будут собирать на ее базе.
«К 2015 году мы планируем уже запустить в серию танк «Армата». Это универсальная платформа, на базе которой будет сформирован и современный танк новейшего поколения, это будет и боевая машина пехоты (БМП), и, соответственно, будет также и защищенная машина для аварийно-спасательных работ на поле боя», – сказал он, передает РИА «Новости». По словам зампреда правительства РФ, в будущем могут появиться и другие версии боевых машин на этой же боевой платформе.
Он напомнил, что на сегодняшний день Уралвагонзавод исполняет контракт, заключенный с Минобороны, на модернизацию танка Т-72. «Также производится танк Т-90, он экспортоориентированный», – добавил вице-премьер.
Замглавы правительства анонсировал появление в Нижнем Тагиле крупнейшего испытательного полигона бронетанковой техники и снарядов.
«Этот центр будет главным центром России по испытанию бронетехники и боеприпасов для нее. Он будет главным демонстрационным центром, где мы будем проводить крупнейшие международные встречи», – приводит его слова «Интерфакс».
Рогозин также сообщил, что российские танкостроители берут на себя функции подготовки экипажей для иностранных заказчиков. «Потому что у нас большой экспортный потенциал, который мы будем расширять. Мы будем обучать управлять танком, стрельбе тех, кто потом станет инструкторами вооруженных сил иностранных государств, партнерскими для нас», – пояснил Рогозин.
«Скоро вы это место не узнаете. Здесь вырастут гостиницы, демонстрационные залы, различные тренажеры», – заключил вице-премьер.
Центр по испытанию бронетехники и снарядов будет создан на базе испытательного полигона Нижнетагильского института испытания металлов «Старатель». Именно на нем ежегодно проводится выставка вооружений Russian Expo Arms. Еще один испытательный автобронетанковый полигон находится в НИИ боевой техники в подмосковной Кубинке.
Напомним, в конце марта начальник главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко сообщил, что ведомство утвердило технический проект платформы «Армата» и уже через три года можно будет увидеть ее в металле.
#{weapon}В открытых источниках со ссылкой на Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) приводятся следующие характеристики, которыми, возможно, будет обладать унифицированная платформа: на ее базе могут создаваться машины массой от 30 до 65 тонн; два варианта компоновки: шасси с передним или с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (ПМТО или ЗМТО); подвеска шестикатковая, управляемая на лопастных амортизаторах, дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей (ГОП); 12-ступенчатая автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения; органы управления: штурвал, рычаг переключения передач и педали газа и тормоза; единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А для передне- и заднерасположенных МТО; моторесурс не менее 2000 часов; объем МТУ – до 4 куб. м.
«Идея унифицировать и перевести парк военной техники на единую платформу обсуждалась еще в советские времена, потому что у нас был настолько разношерстный парк техники, что одних только танков в Советской армии эксплуатировалось как минимум семь марок: Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и т. д., – рассказывал в марте в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов. – Попытки перевести парк техники на единое шасси начались, пожалуй, давно, сегодня на шасси танка Т-72, Т-90 созданы разные виды вооружения и военной техники: инженерные машины разграждения, мостоукладчики, бронированные ремонтно-эвакуационные машины и т. д. Сейчас настало время значительного качественного скачка в создании унифицированного шасси под перспективное вооружение».
«Таким образом, решается ряд проблем, которые было сложно решать раньше при наличии огромного марочного состава техники: разные запасные части, система обслуживания, диагностирования, обучение экипажей и ремонтников. Организовать использование техники в таких условиях было непросто. Представьте себе, что такое обучить ремонтника, который должен знать материальную часть всех танков с хорошей детализацией, чтобы уметь качественно ремонтировать, заменять узлы, агрегаты и т. д. А единая платформа – это единая система обслуживания, ремонта, обучения, во всяком случае для шасси», – отметил Халитов.
При этом замгендиректора уклонился от ответа на вопрос, какие конкретно виды техники будут выпускаться на этой платформе. Ответ на этот вопрос как раз и дал в субботу Дмитрий Рогозин.
Впервые название «Армата» («вооруженная» – лат.) появилось в прессе в октябре 2010 года, когда официальный печатный орган Минобороны «Красная Звезда» сообщил, что в России ведется разработка «унифицированной тяжелой платформы» шифра «Армата», которая заменит технически сложный и экономически невыгодный проект «Объект 195», более известный как Т-95.
Ранее сообщалось, что при работе над проектом «Арматы» использованы наработки предыдущих поколений, в частности танка, известного как «Черный орел».
«Объект 640» («Черный орел») разрабатывало Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения. Прототип представлял собой модифицированное шасси Т-80У с установленной на нем башней новой конструкции.
Разработкой «Объекта 195» (Т-95) занимался нижнетагильский Уралвагонзавод. Конкретные характеристики неизвестны, но, по данным открытых источников, предполагалась установка на него перспективной 152-миллиметровой гладкоствольной пушки.
В обоих конструкторских решениях, в частности, были преодолены недостатки, свойственные новейшему на данный момент стоящему на вооружении основному боевому танку Т-90, в котором боекомплект находится в боевом отделении и не изолирован от экипажа. И в Т-95, и в «Черном орле» места экипажа находятся в корпусе танка ниже уровня башни и отделены от боекомплекта броневыми пластинами.
Осенью 2009 года в Минобороны официально заявили, что танка «Черный орел» не существует, а в 2010 году тогдашний замминистра обороны Владимир Поповкин сообщил, что военное ведомство не заинтересовано в дальнейших работах по созданию танка Т-95.
«На создание новой машины нужно время – два–три года. На сегодняшний день у нас есть наработки, которые позволяют усилить огневую мощь машины. Есть новая активная защита, пассивная защита. Есть интересные предложения по изъятию боекомплекта из внутреннего объема танка, что повысит его взрывопожарную безопасность, есть предложения, которые позволяют от рычагов перейти на штурвал», – комментировал газете ВЗГЛЯД бывший первый заместитель начальника главного автобронетанкового управления Минобороны Юрий Коваленко.