Общество

Олег Смирнов
доктор медицинских наук, профессор

«Категорически запрещен взлет»

2 апреля 2012, 21:55

Фото: ИТАР-ТАСС

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что разбившийся под Тюменью самолет, судя по всему, не обработали противообледенительным средством как следует, не назвав, однако, это причиной летного происшествия.

#{image=615652}«Мы имеем информацию, которая дает нам основания предполагать, что обработка судна противообледенительным средством не была осуществлена должным образом. Оснований связывать это с причинами крушения пока нет. Но такая информация у нас есть», – приводит слова Нередько РИА «Новости».

Он сообщил, что погодные условия были неблагоприятными: ночью шел снег с дождем, а утром была минусовая температура.

Ранее источник информагентства, близкий к расследованию, сообщил, что приоритетная версия следствия – обледенение.

Прокомментировать эту версию газета ВЗГЛЯД попросила президента фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженного пилота СССР Олега Смирнова

ВЗГЛЯД: Олег Михайлович, насколько вероятным вы считаете, что причиной крушения стало обледенение?

Олег Смирнов: Теоретически  и разброс обломков, и география этого полета подпадают под эту версию.

Хотя сейчас ни слова чиновников, ни предположения журналистов ничего не значат. Объективный материал кроется только в одном месте – в так называемых черных ящиках. И если что-то отказало, это обязательно будет определено. Подождем несколько дней, после расшифровки будет известна полная картина происшествия.

ВЗГЛЯД: Часто ли к трагическим последствиям приводил именно этот фактор?

О. С.: К сожалению, в истории гражданской авиации много случаев, когда были попытки взлетать на обледеневших самолетах. Все это кончается одинаково – вот так, как это закончилось в Тюмени. Самолет отрывается, подъемной силы, чтобы удержать в воздухе такую махину, не хватает, и он тут же плашмя падает и разваливается на куски. Таких случаев было немало, и они хорошо известны.

Все грамотные пилоты и авиационные инженеры это знают: лед или изморозь на крыле должны сразу вызывать беспокойство, и сразу надо принимать конкретные меры – или ждать, когда солнышко прогреет и все растает, или обливать жидкостью.

ВЗГЛЯД: Как регламентируется проверка воздушного судна на обледенение?

О. С.: Существуют регулирующие документы, которые категорически запрещают взлет на любом самолете, если крылья и стабилизатор покрыты тонким слоям льда или более мелкими наслоениями.

Во-первых, командир корабля не имеет права принимать решение на взлет с нечистым крылом, будь то наледь или снег, или изморозь.

Во-вторых, каждый аэропорт, который принимает самолеты, обязан иметь на вооружении специальную антиобледенительную жидкость и специальную автотехнику.

После того как пассажиры посажены, двери и люки все задраены, трап от самолета отогнан, должен быть произведен облив всей поверхности крыла, фюзеляжа и стабилизатора антиобледенительной жидкостью – и после этого быстренько на взлет, пока это опять не превратилось в лед.

Самолет является самолетом только тогда, когда крыло чистое. Он держится в воздухе за счет законов аэродинамики, за счет создания подъемной силы крыла и хвостового оперения. Если крыло не чистое, оно перестает работать, и такой самолет с тем же успехом можно назвать шифоньером. Взлететь он не может. Категорически запрещено взлетать с обледенением.

ВЗГЛЯД: Если самолет все же вышел на взлет с обледеневшим крылом, чей это недосмотр?

О. С.: Главное заинтересованное лицо здесь – экипаж. Ему пожинать последствия. Есть предполетный осмотр самолета. В ходе него обязательно надо обратить внимание на поверхность крыла. Летом, конечно, когда ночью и днем положительная температура, на поверхность не смотришь, но в переходный период и зимой это обязательно – мы северная страна.

Конечно, если техник видит обледенение, а экипаж этого не заметил, он обязан эту тревожную информацию передать экипажу. Потому что давать команду об обливе самолета у нас может только командир корабля. Дело в том, что за лишний облив сейчас могут выгнать из авиакомпании: у нас же авиакомпаниями сейчас руководят юристы, экономисты, психологи, врачи-гинекологи, кто хочешь. Раньше руководили пилоты и авиационные инженеры, а сейчас «эффективные менеджеры». Иногда они ставят экипажу такие условия, что «если ты будешь тратить керосин, уходя на второй круг, или ты будешь обливать самолеты, мы тебя уволим». Это на самом деле приличные расходы. Но я не думаю, что в данном случае было именно так. Utair – солидная компания, там это все понимают.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?