Минобороны подготовило законопроект, увеличивающий предельный возраст пребывания на военной службе офицеров на пять лет, сообщает пресс-служба ведомства. Соответствующие изменения предполагается внести в ст. 49 и 53 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В министерстве отметили, что в основу документа заложена идея «закрепления на военной службе военнослужащих, обладающих боевым, войсковым и административным опытом, высокими управленческими знаниями и навыками».
Под это дело была полностью уничтожена военная наука
«Целью законопроекта является увеличение предельных возрастов пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соответствующих воинских званиях, и, как следствие, корректировка составов, разрядов и возрастов граждан, уволенных с военной службы и пребывающих в запасе», – говорится в сообщении.
У военнослужащих, которые заключали контракты ранее, до вступления новых правил в силу, остается право по их желанию увольняться из вооруженных сил при достижении предельного возраста нахождения на военной службе, определенного прежними нормативными требованиями, говорится в документе.
Законопроект определяет следующие возрастные рамки для пребывания офицеров на военной службе: до подполковника, капитана 2-го ранга включительно – 50 лет; полковника, капитана 1-го ранга – 55 лет; генерал-майора, контр-адмирала, генерал-лейтенанта, вице-адмирала – 60 лет; маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 65 лет. Раньше по каждой из этих категорий предельный возраст был на пять лет меньше.
«В данной статье реализован один из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации: единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы с учетом особенностей каждой ее разновидности», – пояснили в Минобороны.
«В частности, предельный возраст пребывания военнослужащих на военной службе приводится в соответствие с предельным возрастом пребывания на гражданской службе, установленным статьей 25.1 федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и предельным возрастом пребывания на службе в органах внутренних дел, установленным статьей 88 федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». П. 2 вносит в ст. 53 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» логическую корректировку по разрядам и возрастам военнослужащих, пребывающих в запасе, соответствующую новым предельным возрастам пребывания на военной службе высших офицеров. Теперь для военнослужащих этой категории предельный возраст нахождения в запасе будет определен в 65 лет», – отмечается в сообщении пресс-службы.
Депутат Госдумы, экс-начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР генерал армии Михаил Моисеев к инициативе военного ведомства отнесся положительно. «К примеру, полковник Генштаба с колоссальным опытом работы в 50 лет по закону должен был увольняться в запас. Почему же не дать ему возможности послужить еще пять лет. Это касается и генералов. Я буду, что называется, двумя руками голосовать за данный законопроект», – сказал Моисеев в понедельник «Интерфаксу».
Он подчеркнул, что принятие данного законопроекта не повлечет каких-либо финансовых затрат из госбюджета. «Какие могут быть большие затраты, если офицеры или генералы продолжают службу на своей должности. Нет необходимости тратить средства на подготовку им замены и т. д.», – отметил генерал.
Моисеев подчеркнул, что Министерство обороны в настоящее время пытается сберечь офицерские кадры и не разбазаривать их, как это было еще до недавнего времени. «Министерству обороны необходимо по-государственному относиться к офицерскому составу. Их бесценный боевой и административный опыт, патриотизм должен служить укреплению боеготовности страны», – заключил генерал Моисеев.
Ранее аналогичное мнение высказал председатель совета общественной организации «Всероссийский центр социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн», член Общественной палаты Вячеслав Михайлов. «Мы уже очень давно говорили о необходимости принятия такого закона. Военнослужащие, достигая определенного возраста, вынуждены увольняться. В результате этого они уже не могут состоять на военной службе и зачастую не могут устроиться на «гражданке», и получается, что они становятся невостребованными. Это подтверждает и отечественный, и зарубежный опыт. Считаю, что принятие подобного закона сможет повысить эффективность и самой армии, поскольку опыт и знания прослуживших много лет пойдут только на пользу вооруженным силам», – приводит пресс-служба ОП РФ слова Михайлова.
#{weapon}Между тем президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов напомнил, что нормы, содержащиеся в новом законопроекте, действовали еще при советской власти. «Все реформы Минобороны, которые оно запускает, – хождение по кругу, – сказал генерал газете ВЗГЛЯД. – Сначала что-то отменяется, изменяется, потом возвращается, и создается видимость движения. Все эти нормы существовали и в советское время. Затем их отменили, уже каждый год надо было продлевать контракт. Сегодня они вернулись к тому, что было в СССР, вот и все».
«Отвергать это нельзя, потому что это правильно: это опыт, это знание, это нехватка офицеров. Вот господин Сердюков, глядя в потолок, решил наполовину сократить офицерский корпус, потом – уничтожить институт прапорщиков и мичманов и набрать вместо них сержантов. Чем руководствовался – понять сложно. Сегодня опять начинают что-то менять, возвращаться к старому. Сократили офицерский корпус, потом начали возвращать в армию, теперь продлевают. Так что, в принципе, это правильно, но зачем нужно было этот механизм разрушать, чтобы потом воссоздавать?» – добавил он.
Отметим, за последние несколько лет, когда из вооруженных сил увольнялось значительное количество офицеров и генералов, как правило, эти военнослужащие отправлялись в запас именно по статье «достижение предельного возраста пребывания на военной службе», причем практика продления этих сроков в индивидуальном порядке широко не применялась. Нынешнюю инициативу военного ведомства, идущую вразрез с опытом последних лет, военный эксперт Владислав Шурыгин связывает с тем, что подошел «критический» возраст у самого начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова.
«Мое отношение к этим изменением самое положительное, но я считаю, что этот закон пишется конкретно под нынешнего начальника Генерального штаба Макарова, который за предыдущие четыре года уволил несколько десятков тысяч блестящих прекрасных офицеров в самых разных званиях, настоящих полководцев, используя как раз эту дубинку: им же была установлена четкая планка, которую никто не превышал по его требованию. По этому поводу были уволены и генерал Булгаков, и генерал Молтенской, и еще можно перечислить десятки генералов и адмиралов и тысячи полковников, которые были уволены потому, что они достигли предельного возраста пребывания на военной службе. Самому же Макарову уже трижды в индивидуальном порядке продлевается срок службы, и сейчас он должен быть уволен, и уволен в ближайшее время. Ускоренное проталкивание этого закона позволит ему продолжить свое политическое существование», – сказал Шурыгин газете ВЗГЛЯД.
«Под это дело была полностью уничтожена военная наука, были уничтожены коллективы академий, уволено громадное количество блестящих офицеров, многие из которых могли еще служить по пять–семь лет. Раньше была практика, при которой для особо ценных офицеров писался отдельный приказ, где им продлевали срок службы сначала на три года, потом на два. Но за прошедшие несколько лет никому, кроме Макарова и его ближайшего окружения, сроки службы не продлевали. Но поскольку сейчас даже уже им невозможно продлевать, вброшен закон о том, чтобы всем, наконец, поднять предельный возраст», – продолжил эксперт.
«Закон очень нужен, потому что он позволяет сохранять наиболее ценные кадры, но он страшно опоздал: большая часть людей, которые сейчас подпадают под этот закон, уже не являются такими по-настоящему бесценными кадрами, какими были ветераны Афганской войны, ветераны Чеченских войн. Теперь под этот закон подпадает окружение Сердюкова», – отметил Шурыгин.
Генерал-полковник Леонид Ивашов не исключает, что законопроект может быть связан с желанием Макарова подольше сохранить на своих плечах погоны. «В этом бардаке, называемом реформами, все может быть. Не исключаю, что господин Макаров под себя где-то подгоняет, или просто сейчас дефицит офицеров. Ведь не случайно тех, кто ушел из армии, военкоматы в спешном порядке вызывают, подписывают контракт и т. д. Какая-то беспредельщина творится», – сказал он.
«Все от безответственности, – считает Ивашов. – Никто из должностных лиц не несет ответственности за то, что они внесли что-то разрушительное в процесс реформирования вооруженных сил. И поэтому они поступают таким образом. Научно обоснованного проекта строительства вооруженных сил нет. Чудаки типа Сердюкова приходят, они творят свои вакханалии, как захотят, как им заблагорассудится. И с этим было точно так же – никакого продления, причем творилось беззаконие. Мои офицеры стояли по нескольку лет на генеральских должностях. Им не присваивали звание, потому что через пару лет им надо было увольняться. Если это генерал, значит ему еще надо было на пять лет продлять срок службы, но им просто не присваивали это звание, не объясняя почему. И многие достойные заслуженные люди с кандидатскими и докторскими степенями были уволены, а сейчас вдруг очнулись, что опытных кадров не хватает. А ведь когда запускается процесс бездумного увольнения, люди не находят удовлетворения в своей службе, видят творимые беззакония и безобразия и где-то проявляют инициативу и уходят. И вдруг оказывается, что у нас не хватает академий, других военных учебных заведений или они пусты, или не хватает офицеров. И вот начинают раскручивать в обратную сторону.
За все эти проделки нужно серьезно наказывать, в том числе и в уголовном порядке – и за подрыв обороноспособности, и за расход финансов, материальных ресурсов и т. д. Тогда, может быть, какой-то порядок будет», – заключил эксперт.