Минобороны приняло решение о создании боевого автомобиля будущего, планируется, что такие машины начнут поступать в войска с 2015 года, сообщил в четверг начальник главного автобронетанкового управления ведомства генерал-майор Александр Шевченко.
Решение разработать чисто отечественный автомобиль аналогичного назначения я считаю совершенно правильным
«С 2015 года новое семейство автомобилей многоцелевого назначения должно пойти на снабжение Вооруженных сил; неделю назад было принято решение о создании нового автомобиля», – сказал Шевченко, слова которого приводит РИА «Новости». Иначе говоря, решение было принято немедленно после отставки Анатолия Сердюкова с поста министра обороны. Хотя, скорее всего, подготовка такого шага велась еще при Сердюкове.
По словам Шевченко, к автомобилю будущего предъявляются три основных требования: мобильность – увеличение средней скорости до 45–50 км/ч, резкое увеличение грузоподъемности и улучшение бронезащищенности.
«Автомобиль, который будет сходить с конвейера, в своей конструкции и технических решениях уже должен нести баллистическую и минную защиту», – пояснил генерал, передает «Интерфакс».
Он отметил, что у российских конструкторов по всем требованиям к автомобилю будущего уже есть решения. «У нас накопились конструктивные и технические решения. Мы способны на базе этих решений создать автомобиль, который не уступит технике НАТО», – подчеркнул Шевченко.
«Такие автомобили могут использоваться для самых различных нужд: для транспортировки орудий, личного состава, командного состава, решения разведывательных задач и т.д.
Это заявление свидетельствует о том, что командование приняло решение, и совершенно справедливое, что принятие на вооружение автомобиля фирмы Iveco – так называемой «Рыси» – было неправильным шагом, поскольку в этом случае Россия оказывается зависимой от Италии по поставкам комплектующих для этого автомобиля. Решение разработать чисто отечественный автомобиль аналогичного назначения я считаю совершенно правильным и справедливым», – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
«Наша боевая техника действительно ничуть не уступает технике НАТО. Более того, до реформ 90-х годов наша автобронетанковая техника превосходила технику НАТО по всем показателям», – заявил он.
«Это свидетельствует о повороте высшего военно-политического руководства Российской Федерации на путь ориентации на отечественный Оборонно-промышленный комплекс без закупок иностранного вооружения», – считает эксперт.
О необходимости разработки новых образцов военной автомобильной техники Шевченко говорил еще два года назад. «Проводимое в настоящее время реформирование Вооруженных сил направлено на создание хорошо вооруженных соединений и частей, обладающих высокой мобильностью. Очевидно, что без автомобильной техники обеспечить требуемый уровень подвижности новых формирований практически невозможно», – заявлял начальник ГАБТУ.
В связи с этим, по его словам, в значительной мере возросли требования к этой военной автомобильной технике по скоростным показателям, проходимости, скрытности и защищенности личного состава. «Перспективы развития военной автомобильной техники определены «Концепцией развития военной автомобильной техники Вооруженных сил РФ на период до 2020 года», утвержденной министром обороны РФ в январе текущего года», – отметил генерал.
Эта концепция, в частности, предусматривает существенное сокращение «количества семейств ВАТ путем создания для нее унифицированных платформ, разработку и внедрение в сжатые сроки перспективных образцов и доведение количества новой техники в войсках до 30% к 2016 году и до 50% – к 2020 году», отметил генерал.
«Так, например, в классе бронированных автомобилей в настоящее время завершается разработка перспективного семейства защищенных автомобилей малой, средней и большой грузоподъемности. В классе военных гусеничных машин завершается разработка семейства гусеничных машин тягового класса на единой с бронетанковой техникой унифицированной платформе и бронированного двухзвенного транспортера легкого класса для Заполярья и Арктики на основе новых технических решений», – отметил Шевченко.
#{weapon}Кроме того, по его словам, в классе специальных колесных машин грузоподъемностью от 50 до 80 тонн сейчас создается семейство высокомобильных модульных платформ на основе нетрадиционных технических решений (гибридная силовая установка, электротрансмиссия, опорно-ходовые модули и так далее).
В настоящее время для нужд армии и полиции российская промышленность выпускает бронеавтомобили семейства «Тигр». Скорость передвижения этих машин по дорогам общего пользования может составлять 140 км/ч. По пересеченной местности – до 80 км/ч. «Тигр» в зависимости от модификации способен перевозить 7–10 человек. Вес автомобиля – 7200 кг. Броня автомобиля надежно защищает экипаж от поражения стрелковым оружием калибра 7,62 мм и от подрыва мин и гранат.
В начале этого года главнокомандующий Внутренними войсками МВД заявил о намерении отказаться от гусеничной техники и закупить, в частности, специальные полицейские машины СПМ-3 «Медведь». «Для войск техника должна быть участником дорожного движения. Мы находимся на территории нашего государства, в городах, и лязгать гусеницами, гонять габаритную технику для выполнения задач неэффективно», – пояснял он.
«Логично, что они отказываются от гусеничной техники, – комментировал газете ВЗГЛЯД вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. – Здесь надо смотреть процент операций в городе, вне города, в лесистой местности, и, исходя из этого, закупать ту или иную технику. Время меняется, задачи меняются, и тактика меняется, соответственно, меняются техника и вооружение. К сожалению, насколько я могу судить, БТР, которые сейчас выпускает наша промышленность, не совсем отвечают требованиям Министерства обороны, спецназа, наверное, не совсем устраивают и внутренние войска».
Главные претензии, по его словам, к техническим вещам – защищенности, удобству погрузки и выгрузки, наличию стрелкового оружия.
«После развала Советского Союза была большая временная ниша, когда такие исследования не проводились, очень много специалистов из военно-промышленного комплекса ушли, преемственность потерялась, – поясняет Филатов. – Мы сейчас стоим перед вопросом о создании ВПК практически с нуля. И здесь, я думаю, не совсем правильно идти по пути «мы сами умные, сами что-нибудь придумаем». Надо покупать лучшие иностранные технологии, и уже на базе этих новых технологий – это касается, в том числе, и бронемашин – адаптировать их к нашим условиям, вводить какие-то новшества, на этой базе растить штат своих специалистов и с такого старта работать над поставками новой техники. Но ни в коем случае не так, как поступает «Ижмаш» с автоматом Калашникова, который все пытается его модифицировать и сделать из второго поколения пятое поколение».
При этом, если в МВД подчеркивали, что собираются закупать только технику российского производства, в Минобороны такой принципиальности не проявляли. В конце января российское ведомство сообщило о покупке 60 четырехколесных бронемашин Iveco LMV M65 Lynx, которые получили в России наименование «Рысь». Сборка машин ведется на совместном предприятии Оборонсервиса и компании Iveco в Воронеже. В настоящее время локализация производства «Рысей» составляет 10%. К 2014 году этот показатель должен вырасти до 50%.
Объем лицензионного производства «Рысей» составит около 500 машин в год. Закупка итальянских броневиков уже включена в госпрограмму вооружений России на 2011–2020 годы. В общей сложности Минобороны планирует приобрести 1775 таких бронемашин. 57 из них поступят в войска в 2012 году.
Напомним, в прошлом году военные отказались включать БТР-90 «Росток», на которую возлагали надежды российские предприятия, в госпрограмму перевооружения до 2020 года. Причиной такого решения стали несущественные, по мнению заказчика, отличия БТР-90 от уже имеющихся на вооружении БТР-80. В Минобороны решили, что модернизация имеющихся машин до современного уровня обойдется дешевле.