#{image=676014}В начале ноября Владимир Путин на встрече с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом Федерации еврейских общин страны Александром Бородой отметил, что антисемитизм на бытовом уровне в России искоренен еще не до конца.
«Вы сказали, что антисемитизма стало меньше, а значит, он есть все-таки», – сказал президент, отвечая Лазару. «На государственном уровне его, конечно, не существует, но на бытовом он имеет место», – отметил Путин.
В свою очередь Лазар подчеркнул, что сейчас впервые за многие годы проявления антисемитизма сократились, евреи ощущают себя в России комфортно.
«Во многом это благодаря вам», – признался главный раввин России.
На церемонии открытия Еврейского музея и центра толерантности в Москве, которой и предшествовала встреча, Лазар заявил, что появление этого учреждения означает, что у общины есть не только трагическое прошлое, но и уверенность в завтрашнем дне, есть будущее.
Музей умолчаний
Но прежде – о самом музее. Создатели (Федерация еврейских общин России) попытались рассказать об истории евреев в России, об их участии в революциях ХХ века, Гражданской и Великой Отечественной войнах, в последующие годы и до наших дней. Посетители могут узнать, что русские цари евреев в своей стране видеть не желали, на территории империи евреи оказались в результате расширения ее границ после разделов Польши. Однако сама экспозиция оставляет ощущение недосказанности и какой-то торопливости. Например, об уничтожении евреев во время польского похода украинского гетмана Богдана Хмельницкого (Хмельничина) сказано очень скупо. А ведь до гитлеровского геноцида в еврейских семьях детей пугали Хмельницким. По мнению некоторых историков, погибли до 50 000 человек, четверть еврейского населения. Есть и другие оценки, где речь идет о 300 000 убитых. Еврейский музей в Москве ясности в этот вопрос не вносит.
Участие евреев в революционной деятельности в конце XIX и начале ХХ века в большей степени объясняется отходом от религиозной традиции, получением светского образования, в том числе и в Европе. Но это верно лишь отчасти. Отход от религии в тот период не был специфической чертой еврейской молодежи, это было общее явление. А вот невозможности для евреев реализовать себя в России из-за государственного антисемитизма можно было уделить и больше внимания. Вероятно, такая трактовка связана с тем, что музей создан именно религиозной организацией.
На стенде, посвященном Гражданской войне, как и в случае с Хмельничиной, указывается, что на территории, подконтрольной белогвардейцам и разнообразным атаманам, шли погромы, которые пресекала Красная армия. Этим, по мнению создателей, и определялось отношение евреев к противоборствующим сторонам. Но опять-таки, если речь идет о музее, то хотелось бы увидеть работу историков, подкрепляющую вывод цифрами и фактами. А ведь такие исследования есть. В частности, издан сборник документов «Книга погромов» под редакцией Лидии Маляковой, которая, кстати, в интервью газете «Время новостей» утверждала, что громили все, и красные тоже: «Все эти силы сталкивались, меняли свои позиции, входили во временные коалиции с бывшими противниками, теряли власть или ее обретали, но все они принимали участие в еврейских погромах. В головах у людей был полный сумбур, они могли воевать за красных, но если вдруг какой-то приказ им не нравился, переходили на сторону белых. Единственное, что оставалось неизменным для всех, – антисемитизм». Так что не все так просто.
Зал, посвященный истории Великой Отечественной войны, также удивляет своей скудностью. Например, незначительное место уделено теме еврейских партизанских отрядов. А таковые были. И были очень непростые отношения у евреев, уходивших в партизаны, с командованием отрядов. Нередко их отказывались принимать, обрекая на гибель. Словом, на множество вопросов ответов историков не видно.
Самый смешной экспонат – это реконструкция еврейской квартиры 60–70-х годов прошлого века. Смешной не потому, что голограммы ее обителей рассказывают анекдоты, а от того, что ее «еврейскость» заключается в стоящих на полках еврейских книгах. На самом деле в те годы еврейские книги, если они вообще были у ассимилированных советских евреев, тщательно прятали, на полки их никто не ставил – это было бы свидетельством неблагонадежности, доносом на самого себя.
«Такой музей говорит, что еврейский вопрос в России есть. Если в еврейском музее одесскому кабачку уделено места больше, чем холокосту, то его создатели не решились раскрыть тему отношений евреев и Российской империи», – заявил газете ВЗГЛЯД представитель движения «За права человека» Евгений Ихлов. «Жаль, что у Дарьи Жуковой отняли выставочный зал, потому что поставить Шолом-Алейхема из папье-маше – это еще не значит создать еврейский музей», – добавил он.
Но с таким утверждением согласны не все.
«Пугающий уход от традиций»
«Еврейский вопрос» в России сегодня есть у евреев к самим себе, – заявил газете ВЗГЛЯД раввин Зиновий Коган. – Это пугающий уход еврейской молодежи от традиций и культуры. Число семей, желающих, чтобы дети изучали в школах основы иудейской культуры, оказалось в Центральном федеральном округе 0%, это притом что 70% евреев живут сегодня в Москве.
По данным Минобрнауки, которые приводит РИА «Новости», основы иудейской культуры выбрали 0,1% родителей.
«Завет со Всевышним евреи заключили 3500 лет назад, но теперь соблюдают по собственному выбору ту или иную заповедь», – сокрушается священнослужитель.
Зиновий Коган согласен со своим коллегой раввином Лазаром в том, что государственного антисемитизма в России нет. «Он есть на бытовом уровне и связан с социальным расслоением общества», – считает Зиновий Коган. «Евреи – народ небогатый, и они с удивлением и ужасом смотрят на отдельных богатых евреев. Поэты, художники, артисты, ученые радуют куда больше, ими гордятся», – говорит раввин Коган. По его мнению, если что и может провоцировать антисемитизм, так это как раз богатство отдельных евреев. При этом раввин отмечает, что «теперь они уже не олигархи, совсем аполитичны и озабочены лишь сохранением нажитого».
Но и в участии евреев в политике Зиновий Коган ничего страшного не видит, в том числе и в оппозиционной.
Две церкви
#{religion}Раввин Коган не видит угрозы в пропаганде антисемитских настроений и со стороны Русской православной церкви.
«Я точно знаю, что патриарх Кирилл – не антисемит, в 1997 году, когда принимался закон о свободе совести, благодаря доброй воле тогда еще митрополита Кирилла в преамбуле сохранилось упоминание об иудаизме как одной из традиционных конфессий России», – напомнил он. Даже недавний визит патриарха Кирилла в Белосток (Польша) и его поклонение мощам святого Гавриила Белостокского раввина не смущает. По преданию, младенец Гавриил был убит неким евреем в ритуальных целях (т. е. речь идет о так называемом «кровавом навете на иудеев»).
Федерация еврейских общин России тогда заявила, что считает недопустимым, чтобы «церковная инквизиция и религиозные гонения Средневековья оставались частью современных религиозных отношений». Но претензии ФЕОР предъявила не патриарху, а журналистам, процитировавшим житие святого. А раввин Коган, один из руководителей другой еврейской организации – Конгресса еврейских религиозных общин России (КЕРОР), – считает, что проблемы нет вовсе. «Думаю, программу визита патриарха готовила не только российская, но и польская сторона», – пояснил он. И подчеркнул, что ему не нравится, когда «корят и чернят патриарха Кирилла».
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод в свою очередь отметил, что факт поклонения патриарха мощам святого Гавриила Белостокского «был критически отмечен в мониторинге бюро», и добавил, что сейчас в России «мало кто помнит о деле Бейлиса». Но в целом Брод считает, что иерархи РПЦ «осуждают антисемитизм». «Лет семь назад мы вели специальный мониторинг распространения антисемитской литературы в церковных лавках, с тех пор ситуация изменилась к лучшему», – считает глава МБПЧ.
Претензий к властям в части антисемитизма у Брода и вовсе нет. «Для развития еврейских общин в России созданы все условия, некоторые даже получают финансирование на образовательные проекты из муниципальных и региональных бюджетов», – сказал он. Руководитель МБПЧ считает, что «власть ведет с еврейскими общинами открытый диалог и жестко реагирует на проявления антисемитизма». Он напомнил о «жестком приговоре по делу Копцева (напавшего с ножом на прихожан московской синагоги) и жесткой реакции на письмо депутатов Госдумы, требовавших запретить деятельность еврейских организаций».
«Вернулось бы больше»
Не видит Александр Брод и никаких проблем в связи с назначением телеведущего Максима Шевченко в президентский Совет по межнациональным отношениям и правам человека.
Напомним, что в 2011 году Российский еврейский конгресс публично обратился к властям с призывом прекратить членство в Общественной палате РФ Шевченко, который в одном из комментариев заявил о том, что многие в Европе сопоставляют политику еврейского государства с «нацистской политикой в Германии по отношению к евреям».
«Откровенно шовинистское, разжигающее антиизраильские настроения высказывание Максима Шевченко – далеко не первое, но на этот раз вышедшее за рамки понимания, – вступает в безусловное противоречие с базовыми принципами работы Общественной палаты РФ и особенно с деятельностью комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, в которой он состоит», – говорилось тогда в заявлении РЕК.
В новый состав ОП РФ Шевченко не вошел, но в состав СПЧ вошел. Еврейские организации на это никак не отреагировали.
Брод, которого, несмотря на противодействие членов президентского Совета по правам человека, глава государства все-таки решил в организацию включить, говорит, что «знаком с критическими замечаниями Шевченко в адрес Израиля, но не в отношении евреев». «Мы с ним полемизировали, у нас с ним были разногласия по списку антиэкстремистской литературы, но я не думаю, что в новый состав Общественной палаты он не был включен из-за того высказывания. А в президентские советы его включили, потому что оценили как специалиста по Северному Кавказу», – объяснил Александр Брод.
Хотя МБПЧ фиксирует наличие антисемитских сайтов и соответствующей риторики во время предвыборных кампаний, глава бюро серьезной угрозы пока не видит. «Сейчас доминируют антикавказские и антимигрантские настроения», – заявил Александр Брод.
А по данным раввина Когана, более 60 000 евреев вернулись из Израиля в Россию. «Здесь они живут, работают, растят детей. Было бы больше стабильности не в смысле антисемитизма, а вообще в стране, вернулось бы больше», – заключил Коган.