Власти Нигерии задержали российское судно и 15 членов его экипажа из России по подозрению в контрабанде оружия, сообщил во вторник Reuters представитель военно-морских сил страны Кабиру Алиу.
Официально никаких претензий никому не предъявлено: ни капитану, ни экипажу
По его словам, судно под флагом Нидерландов принадлежит компании Moran Security Group, офис которой находится в Москве.
«На борту находилось 8 тыс. 598 патронов, а также стрелковое вооружение. Ведется расследование», – заявил Кабиру Алиу.
Анонимный источник агентства сообщил, что в ходе обыска были обнаружены 22 полуавтоматических карабина Benelli MR1, а также несколько автоматов.
Нигерийский ресурс Vanguard сообщил со ссылкой на контр-адмирала ВМС Нигерии Амина Икиоду, что судно Myre Seadiver было задержано на рейде Лагоса в субботу силами нигерийского флота. По его словам, в результате предварительного расследования выяснилось, что судно зашло в территориальные воды страны без необходимых документов. «Во-вторых, корабль вез оружие, что является нарушением законов страны», – заявил контр-адмирал. По его данным, на борту судно перевозились 14 автоматов AK, 20 карабинов и боеприпасы.
Временный поверенный в делах России в Нигерии Александр Чернов заявил в интервью газете ВЗГЛЯД, что в сообщениях, которые передают местные СМИ о задержании властями страны российского судна, очень много неточностей. «Начиная с того, что задержаны не 15 членов экипажа, а 11», – отметил он. «Нам необходимо время, чтобы собрать полную и достоверную информацию, после чего мы сообщим все подробности», – сказал Чернов.
«Мы находимся в контакте с местными властями, проверяем всю информацию, в ближайшее время должна быть полная картина», – отметил дипломат.
В офисе компании Moran Security Group газете ВЗГЛЯД заявили, что судно имело все документы для захода в порт, в том числе и на оружие, находившееся на борту.
«Наше судно перед заходом в экономическую зону Нигерии взаимодействовало с агентом, через которого официально подавались все необходимые документы, в том числе документы на вооружение, которое находится на борту, – сказал представитель компании. – Агент официально уведомил нас, что заход в порт разрешен, все необходимые процедуры согласованы с ВМС Нигерии, мы можем следовать в указанную точку. Судно прибыло, встало на рейде порта Лагос и находилось там в течение трех недель. В это время там производились ремонтные работы, поставка снабжения, смена экипажа. В пятницу прибыли представители ВМС, которые препроводили судно на военно-морскую базу в Лагосе. По состоянию на сегодня никаких официальных комментариев от нигерийской стороны не получено. Российское посольство в Нигерии активно работает по данному вопросу. Сегодня сотрудники посольства были на борту судна, интересовались состоянием экипажа».
«Все чувствуют себя нормально, – добавил он. – Посольство сейчас продолжает взаимодействовать с нигерийскими властями. Главное требование – скорейшее освобождение судна и экипажа, поскольку мы считаем задержание необоснованным и незаконным: все необходимые документы были поданы заранее, судно находилось на якорной стоянке в течение трех недель, все об этом прекрасно знали. Мы пока не понимаем, почему это произошло. Возможно, сыграли роль какие-то политические факторы».
«Официально никаких претензий никому не предъявлено: ни капитану, ни экипажу. Как заявили работникам посольства, этим будет заниматься штаб ВМФ. Это все, что известно на данный момент», – отметил представитель судовладельца.
По данным «Интерфакса», ООО «Моран Секьюрити Групп» на 50% принадлежит виргинскому офшору Neova Holdings Ltd.
На сайте компании в числе услуг, оказываемых ей, называются «вооруженное сопровождение судов нашими специалистами», «конвой судов (нашими судами) с вооруженными специалистами», «предоставление специальной информации о наличии угрозы в акватории», «логистика в условиях пиратской опасности и военных действий в морской акватории», «таможенный и пограничный контроль», «охрана морских портов», «охрана морских платформ и трубопроводов», «установка специального оборудования на суда в условиях войны и пиратской активности», «разведывательные операции».
Напомним, на прошлой неделе проблемы в территориальных водах Нигерии возникли у российских моряков с другого судна: в районе города Брасс пираты напали на буксир Bourbon Liberty 249, принадлежащий французской компании Bourbon, и, захватив в заложники шесть россиян и одного эстонца, скрылись на территории Нигерии.
Морской эксперт Михаил Войтенко рассказал газете ВЗГЛЯД, что заложников могли взять не только с целью получить выкуп, но и чтобы перепродать боевикам. «В данном случае на судно напали с целью захватить заложников. Чаще всего захватами заложников пробавляются боевики «Движения за освобождение дельты Нигера», якобы руководствующиеся исключительно политическими мотивами. Но заложников с целью выкупа захватывают и обыкновенные бандиты, иногда перепродающие захваченных моряков движению», – заметил Войтенко.
Войтенко подчеркнул, что есть еще одна заинтересованная в существовании пиратства сторона – нигерийские власти, которым никто не доверяет: «Нигерийским властям не доверяют ни компания Bourbon Offshore, ни бандиты, ни моряки, которые вынуждены работать в этом регионе. А причина в том, что власти сами недалеко ушли от бандитов. Нигерия – нефтяная страна с огромным количеством социальных проблем. Соответственно, если руководство страны не может всем дать работу, справедливо распределить нефтяную прибыль, то люди уходят в бандитизм. А власти не противятся, потому что тогда граждане не будут идти против них», – сказал он.