Минобороны России одобрило эскизный проект новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), производство которой начнется до конца этого года, а к 2018 году будет завершено.
У нас было отставание от американцев в твердых топливах и, напротив, Советский Союз и Россия всегда были сильны в жидкостных двигателях
«В начале октября Министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось», – сказал источник «Интерфакса» в российском ОПК.
По его словам, разработчики ракеты не будут представлять военному ведомству результаты выполненных доработок, поскольку «факт утверждения эскизного проекта уже состоялся». По оценке собеседника агентства, «дело двигается».
«Теперь все будет зависеть от финансирования дальнейших разработок. В плане выделение соответствующих средств заложено, но пока они были предоставлены только на эскизное проектирование», – сказал источник.
Между тем консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник в отставке Виктор Есин сообщил в пятницу, что производство новой 100-тонной жидкотопливной МБР начнется уже до конца этого года: «В начале октября Минобороны РФ в целом одобрило эскизный проект новой ракеты, некоторые моменты были поручены конструкторам на доработку. Производство ракеты начнется до конца года», – сказал Есин, добавив, что опытно-конструкторские работы уже начались.
Комментировать вопрос, на какие доработки Минобороны указало конструкторам, Есин отказался, сославшись на государственную тайну, передает «РИА Новости».
Ранее командующий РВСН Сергей Каракаев рассказал РИА «Новости», что Россия создаст новую тяжелую 100-тонную ракету к 2018 году. Отметим, что все последние российские разработки межконтинентальных баллистических ракет – как морского базирования («Булава»), так и сухопутного («Тополь-М», «Ярс»), – являлись твердотопливными.
В свою очередь заместитель гендиректора Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» по комплексам стратегического назначения Андрей Горяев ранее сообщал, что на создание новой жидкостной тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты потребуется примерно 10 лет, передавал «Интерфакс». «Статистика говорит, что это порядка 10 лет. Говорить точнее пока нельзя», – сказал он, отвечая на вопрос, когда на вооружение ракетных войск стратегического назначения может быть принята новая жидкостная тяжелая МБР.
#{smallinfographicleft=289078}По словам Горяева, сроки разработки ракеты зависят, в том числе, «от тех задач, которые ставятся по ее характеристикам, по составу комплекса». Кроме того, добавил Горяев, на сроки создания ракеты влияют «вопросы использования задела, степени новизны, степени преемственности того, что есть на сегодняшний момент».
«Если страна не занималась этим уже больше 30 лет, то, естественно, возможно возникновение трудностей на самых различных этапах, которые спрогнозировать изначально не представляется возможным», – сказал он.
По некоторым данным, в Госпрограмме вооружения до 2020 года разработка новой жидкостной баллистической ракеты проходит под индексом «Прорыв» или «Неотвратимость».
Как сообщил генерал-полковник Есин в интервью газете ВЗГЛЯД, «те, кто создает эту ракету, и военные считают, что это адекватный ответ на американскую систему ПРО». «Мы не хотим гонки вооружений. Боеголовок ограниченное количество, в соответствии с договором СНВ. В этих рамках собираемся предпринимать усилия», – сказал он.
«Они избрали свою линию и не обращают внимания на действия России, поэтому это не будет дополнительным толчком. Они осуществляют свою программу. Не скажу, что осуществляют удачно, у них много проблем. Тем не менее, они не знают характеристики и возможности нашей ракеты. Поэтому они вряд ли смогут что-то скорректировать в своей программе», – добавил Есин.
Он отметил, что после снятия «Воеводы» с боевого дежурства новая ракета станет самой тяжеловесной из тех, что останутся. «Этого вполне хватит. Не надо 211 тонн, как в «Воеводе». Сейчас разработаны другие технологии, которые при меньшей массе позволяют достигнуть большего эффекта».
«У «Воеводы» уже старый комплект преодоления ПРО, не столь совершенный. Там, в основном, пассивные средства создания помех, а в новой ракете – активные, радиоизлучатели ослепляют головки наведения. Такая же система используется на новейших комплексах – «Ярс», «Булава», – продолжил Есин, выказав уверенность, что эффективные средства борьбы с такими системами еще не созданы.
«Жидкостная ракета позволяет вывести большую полезную нагрузку на траекторию, что позволит вывести туда мощный комплект средств преодоления ПРО, который затруднит селекцию целей – истинных блоков – и тем самым обеспечит их прорыв», – обратил внимание генерал.
«Ракета среднего веса России нужна, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. – Легкими «Тополями» и «Ярсами» полностью всю потребность не закрыть, к тому же, у жидкостной ракеты с большим забрасываемым весом будут резервы по модернизации и по оснащению ее более сложными маневрирующими боеголовками, системами преодоления ПРО и т. д.».
«У нас традиционно было отставание от американцев в твердых топливах, и с учетом всей нынешней ситуации не факт, что обстановка в химической промышленности стала лучше. И, напротив, Советский Союз и Россия всегда были сильны в жидкостных двигателях», – продолжил он.
Андрей Фролов обратил внимание, что твердотопливным ракетам тяжелее продлевать сроки эксплуатации. «Если в жидкостных ракетах мы можем слить топливо, продезинфицировать баки, залить новое топливо, то у твердотопливных ракет, если у них трескается топливо, ракету приходится списывать».
«Соломонов (генконструктор Московского института теплотехники, разработавшего «Булаву», разработчик ракеты «Тополь-М» Юрий Соломонов – прим. ВЗГЛЯД) считает, что разработка большой жидкостной МБР – ненужная трата средств и вообще вредительство. Зачем, с его точки зрения, делать новую тяжелую ракету, под которую надо будет разворачивать новое производство. Формально говоря, твердотопливная ракета более удобна в эксплуатации, и она быстрее набирает скорость. Жидкостная за счет более мощных двигателей может иметь больший забрасываемый вес», – добавил Фролов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре прошлого года стало известно, что в России начались опытно-конструкторские работы по созданию для РВСН новой тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования, которая придет на смену самой мощной в мире МБР РС-20В «Воевода» (по западной классификации – «Сатана»).
Тактико-техническое задание на разработку новой тяжелой МБР было утверждено в 2011 году. В роли головного разработчика новой ракеты выступил Государственный центр имени Макеева (Миасс, Челябинская область). В разработке также участвует ВПК «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область). Эти два предприятия составляют кооперацию первого уровня. В роли изготовителя ракет выступает Красноярский машиностроительный завод.
На разработку и производство ракетных комплексов по Госпрограмме вооружений до 2020 года будет выделено 77 млрд рублей. По словам занимавшего тогда пост премьер-министра Владимира Путина, 15 млрд из них – на развитие предприятий. Половина из выделенных на предприятия денег будет направлена на модернизацию производства Красноярского машиностроительного завода под выпуск новых ракет.