Эстонец Эрик-Нийлес Кросс, которого в России обвиняют в организации захвата сухогруза Arctic Sea в июле 2009 года, объявлен в международный розыск, сообщил в пятницу руководитель следственного управления Следственного комитета России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Юрий Шперлинг, говорится в пятницу на сайте СУ СК России по региону.
В Эстонии считают, что допросить фигуранта вполне можно было бы и у него на родине
«Дело Кросса» было выделено из общего уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 227 УК РФ по факту пиратского нападения на морское судно Arctic Sea в отношении ряда иностранных граждан, по которым уже вынесены обвинительные приговоры суда.
Как стало известно в пятницу, Кроссу заочно предъявлено обвинение в совершении преступления по той же статье (организация пиратства). А региональному управлению ФСБ по Архангельской области поручено организовать федеральный и международный розыск обвиняемого. При этом расследование продолжается.
Отметим, что изначально следователи не планировали объявлять эстонца в розыск. В декабре 2011 года они рассказывали о вызове на допрос бизнесмена и бывшего главы Эстонского координационного бюро (внешней разведки) Эрика-Нийлеса Кросса. Еще в сентябре ему была направлена соответствующая повестка с требованием явиться 12 декабря в региональное управление Следственного комитета по Архангельской области, но он не пришел.
В Эстонии считают, что допросить фигуранта вполне можно было бы и у него на родине. Накануне министр юстиции Эстонии Кристен Михал рассказал, что следователей из России пригласили для допроса в Таллин.
«В действительности российская государственная прокуратура дала знать, что следователи могут прислать свои вопросы Кроссу, и у них также есть возможность самим приехать на допрос», – сказал Михал, напомнив, что России было сделано предложение передать расследование дела Кросса Эстонии вместе с собранными доказательствами, сообщало РИА «Новости».
«Остается только ждать, действительно ли у России есть реальный интерес к передаче расследования или же Россия решит сделать что-то другое, что, на мой несведущий взгляд, покажет, что особой заинтересованности в расследовании нет», – отмечал министр.
А депутат эстонского Сейма от партии «Союз Отечества – Республика» Урмас Рейнсалу (Urmas Reinsalu) считает, что объявление в международный розыск его соратника по партии Кросса является местью Москвы.
«Глядя на освещение произошедшего в российской и международной прессе, данный казус кажется долговременной акцией мести со стороны России. Юридическое преследование кажется довольно логичным шагом, учитывая их политические и судебные традиции», – сказал Урмас Рейнсалу в пятницу порталу телерадиовещания ERR.
«У России есть много причин ненавидеть Кросса, особенно за его роль в Грузии», – считает Рейнсалу, указывая на то, что Кросс был советником президента Грузии Михаила Саакашвили по безопасности во время российско-грузинских событий 2008 года.
Напомним, другие фигуранты дела о пиратском захвате сухогруза уже осуждены. Московский городской суд приговорил уроженца Латвии Дмитрия Савинса к семи годам колонии строгого режима. Потом Андрей Лунев получил пять лет колонии общего режима, латвийский предприниматель Сергей Демченко – три года. А в марте 2011 года Архангельский областной суд назначил наказание другим членам группы: Алексею Андрюшину, Дмитрию Бартеневу и Алексею Булеву – по 10 лет лишения свободы (впрочем, Булеву в июне 2011 года смягчили приговор с 10 до 8 лет, приняв во внимание его явку с повинной – прим. ВЗГЛЯД), Игорю Борисову – 12 лет, Виталийсу Лепинсу и Евгению Миронову – по семь лет лишения свободы.
#{crime}Между тем, как сообщала газета ВЗГЛЯД, осужденные и после приговора заявляли, что их наказали несправедливо, излишне жестоко, а также настаивали на том, что их действия нельзя считать пиратством, требуя переквалифицировать обвинение на статью 211 («Угон водного транспорта»). «Пираты» отмечали также, что действовали по чужому указанию, а именно Дмитрия Савинса, осужденного до этого в особом порядке.
Напомним, сухогруз Arctic Sea с экипажем, состоявшим из 15 архангельских моряков, следовавший из Финляндии в Алжир с грузом леса, исчез летом 2009 года. 3 августа представитель страховой компании заявил, что неизвестные обратились к страховщикам с требованием выкупа в 1,5 млн долларов за него. Затем стало известно, что судно не пришло по графику на место назначения. 9 августа появились первые сообщения в СМИ об исчезновении сухогруза, а через два дня исчезновение признал и его владелец, обратившийся к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.
Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны найти пропавшее судно. На поиски был отправлен сторожевой корабль «Ладный». И 17 августа министр обороны доложил президенту, что судно обнаружено, экипаж здоров и чувствует себя хорошо. О подробностях операции, проведенной моряками Черноморского флота, ничего не сообщалось. При этом морская администрация Мальты заявила, что все это время имела сведения о местонахождении судна и не заявляла о его исчезновении. Позднее и в МИД РФ также заявили, что, «разумеется, сухогруз никуда не терялся».
На борту Arctic Sea были задержаны восемь посторонних, которые назвали себя «экологами». Потом на сухогрузе долгое время работали российские следователи, после чего Arctic Sea продолжил прерванный рейс и доставил груз пиломатериалов грузополучателю в Алжир. Но все это время несколько членов экипажа не могли покинуть борт судна и вернуться к родным. А «экологам» следователи СК РФ предъявили обвинения в пиратстве.
Подробностей о ходе следствия сообщалось крайне мало. Лишь на процессе одного из главных фигурантов Дмитрия Савинса прокурор зачитал некоторые выдержки из его показаний, из которых следовало, что операцию организовал эстонский предприниматель, бывший разведчик Эрик Кросс. Вместе с тем в показаниях подсудимый отметил, что не знает, чем это подтвердить.
Тем временем в СМИ в связи с крайней скудостью и противоречивостью информации появилась масса предположений о том, что захват корабля был связан с неким таинственным грузом на борту, говорили о тайных поставках оружия на Ближний Восток и т.д.
По оценке следственных органов, стоимость захваченного судна составляла более 124 млн рублей, а перевозимого на нем груза древесины – более 88 млн. Кроме того, подсудимые обвинялись в хищении личного имущества членов экипажа судна на сумму более 700 тысяч рублей.
Потерпевшими по делу проходили 15 членов экипажа Arctic Sea, компания-судовладелец «Арктик Си Лимитед» в лице ее директора, а также директор «Солчарт-Архангельск», в адрес которого непосредственно выдвигались требования о выкупе за судно в сумме 1,5 млн евро.