В суде округа Йорк (штат Пенсильвания) прошли первые слушания по делу Майкла и Наннет Крейверов, которые обвиняются в убийстве усыновленного в России Вани Скоробогатова (при усыновлении в 2003 году ему дали имя Натаниэль Крейвер – прим. ВЗГЛЯД).
Долгое дело
Врач привел в суде ужасающее сравнение: «голова ребенка напоминала мокрую губку», настолько тяжелыми были увечья и гематомы
Мальчик умер 24 августа 2009 года в госпитале Херши от черепно-мозговой травмы. В России же о смерти мальчика стало известно только через неделю после ареста его приемных американских родителей. На вопрос, почему власти РФ не были вовремя проинформированы о случившемся, заместитель прокурора округа Йорк Тим Баркер, в ведении которого находится дело, сказал, что это совершенно не входит в их компетенцию. Также он отметил, что они «не рассматривали это дело как дело американца, усыновленного в России, для них он прежде всего ребенок».
Вскрытие установило, что на теле мальчика насчитывалось более 80 видимых ран и повреждений, 20 из которых медики нашли на голове. Кроме того, по заключению экспертов, по всей вероятности, приемные родители не показывали мальчика врачам более года: ребенок был сильно истощен, в его мозге была обнаружена опухоль. Зампрокурора подчеркнул, что в этом деле «понятие вины можно трактовать двояко»: вины как за то, что делалось по отношению к Ване-Натаниэлю, так и за то, чего его приемные родители не делали. «Майкл и Наннет Крейверы были его родителями, они обязаны были заботиться о нем. А мы утверждаем, что они не заботились – ни в медицинском плане, ни даже в плане питания ребенка», – подчеркнул Баркер.
Приемные родители заявляли, что незадолго до смерти Натаниэль упал, ударившись головой о камин. Наннет Крейвер сообщила, что в момент, когда мальчик упал, она якобы слышала его крик. Согласно показаниям приемной матери, после того падения на голове ребенка появились небольшой синяк и шишка. Инцидент произошел вечером, она дала ему лед и положила в кровать, однако когда проснулась утром, ребенок был без сознания, но дышал. Спустя неделю Натаниэль, как рассказал следователям приемный отец, «сам сбросился вниз со ступеней лестницы» и ударился головой об опору. Крейверы заявляют, что ребенку ранее было предписано лечение для того, «чтобы он не ранил себя», однако они прекратили этот курс лечения, так как «оно не помогало».
Семилетнего Ваню Скоробогатова не только истязали, но и не кормили. Все его болезни были запущены |
В больнице, куда привезли искалеченного ребенка, сразу поняли, что тот находится при смерти. Мальчика подключили к искусственной системе жизнеобеспечения, но через несколько дней – по просьбе Крейверов – Ваня был от нее отключен.
Два года назад сотрудники правоохранительных органов округа забирали детей у Крейверов, однако в материалах следствия не указывается, по каким причинам это было сделано.
После шести месяцев расследования полиция 26 февраля арестовала 54-летнюю Наннет Крейвер и 45-летнего Майкла Крейвера. Им были предъявлены обвинения в создании угрозы жизни, убийстве и преступном сговоре.
В марте прошлого года посольство России в США заявило протест американским властям в связи с тем, что российскую сторону не проинформировали о гибели ребенка, имеющего гражданство РФ. Госдепартамент США в ответ лишь выразил глубокую скорбь в связи со смертью мальчика и подчеркнул необходимость скорейшего заключения договора об усыновлении, которое было заключено только в июле этого года.
В России гибелью Вани уже заинтересовались министерские чиновники, сенаторы, детский омбудсмен и следователи. 5 марта 2010-го Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Как пояснили, с открытием дела тянули, поскольку проверялось, какое гражданство имел мальчик. В случаях усыновления российских детей гражданами США при пересечении границы этой страны дети приобретали американское гражданство, иногда сохраняя при этом и российское, как произошло с Ваней Скоробогатовым (по новому соглашению дети до достижения совершеннолетия сохраняют российское гражданство – прим. ВЗГЛЯД).
Секретный суд
В апреле суд признал собранные прокуратурой доказательства достаточными для признания приемных родителей Вани виновными в убийстве. Процесс над приемными родителями Вани Скоробогатова начался в мае 2010 года. Причем заместитель прокурора округа Дженнифер Расселл сразу заявила, что обвинение – с учетом возраста мальчика и того, что он фактически подвергался пыткам – будет требовать высшей меры наказания – смертной казни.
На время слушаний Майкл Крейвер и его супруга Наннет, категорически не признающие своей вины, были отправлены в тюрьму без возможности освобождения под залог.
Первые слушания по существу дела прошли лишь в минувший вторник. Присяжных для рассмотрения отбирали в обстановке строжайшей секретности, поскольку дело вызвало большой резонанс, передает канал «Вести». Кроме того, судья Джон Кеннеди опасался предвзятого отношения жюри к обвиняемым, так что 28 претендентов из 59 были отсеяны только потому, что признались: они читали о деле Крейверов в газетах.
#{smallinfographicleft=415988}На первых же слушаниях прокуратура отказалась от требования максимально сурового наказания, запросив взамен для супругов Крейверов 20 лет заключения. Дело в том, что, как отмечают местные наблюдатели, при наличии перспективы смертной казни жюри крайне редко выносит обвинительный приговор. Впрочем, сомнений в том, что Ваню Скоробогатова убили, у обвинителей не возникает. Выступая со вступительным заявлением, прокурор однозначно указал: «Семилетнего ребенка замучили до смерти». Это подтвердил и первый же свидетель – врач больницы, куда Ваню привезли 20 августа 2009 года без сознания. Он указал на то, что у мальчика была порвана барабанная перепонка в правом ухе, а левое настолько распухло, что невозможно было определить степень его повреждения. По словам фельдшера, все тело Вани было покрыто синяками. На вопрос о том, мог ли мальчик сам нанести себе подобные увечья, доктор однозначно ответил: «Нет». Врач привел в суде ужасающее сравнение: «голова ребенка напоминала мокрую губку», настолько тяжелыми были увечья и гематомы.
Доказательства адвокатов относительно того, что мальчик якобы был настолько болен, что постоянно истязал себя сам, после изучения медицинских документов были признаны «домыслами».
Вице-консул России в Нью-Йорке Александр Отчайнов также заявил, что версия адвокатов американских супругов вызывает большие сомнения. «Версия адвокатов о том, что ребенок из-за болезни сам нанес себе эти повреждения, вызывает у нас большие сомнения, – приводит слова присутствовавшего на судебном заседании дипломата ИТАР-ТАСС. – Согласно показаниям родителей, вечером мальчик упал, когда мама находилась на кухне на втором этаже. Она это обнаружила, родители сочли полученные повреждения неопасными и просто уложили ребенка в кровать. А на следующее утро они увидели, что мальчик дышит, но в сознание не приходит, и отвезли его в больницу».
По его словам, исходя из внешнего вида ребенка и многочисленных травм на его теле, работники больницы, куда он был доставлен, сочли необходимым обратиться в полицию. «В принципе, повреждения были очевидны для всех, кто их видел, – синяки, ссадины, гематомы на голове», – отметил вице-консул.
Оценивая ход процесса по громкому делу, Александр Отчайнов отметил, что он и его коллеги удовлетворены сотрудничеством как со следствием, так и с прокуратурой.
Отметим, что Ваня был усыновлен не один. Его вместе с сестрой-близнецом Дашей (теперь Элизабет-Мэри) привезли в Штаты, когда им было по 18 месяцев. Крейверы усыновили детей в Челябинске. Оба ребенка имели отклонения, требовавшие специального наблюдения и ухода.
Сейчас Даша живет у родственников Майкла Крейвера, ее постоянно навещают опекунские службы и российские дипломаты. Приемные родители пишут ей из тюрьмы, однако после приговора, который обещают вынести в течение двух недель, переписка, скорее всего, прекратится, поскольку прокуратура настаивает на прекращении любого общения Крейверов с оставшимся в живых приемным ребенком.