Экипаж разбившегося в Карелии самолета Ту-134 при прохождении предполетного досмотра был отдохнувшим, никаких противопоказаний к полету выявлено не было, сообщил источник.
Предполетный осмотр мог быть проведен формально – у них у всех был записан одинаковый пульс
«При прохождении экипажем предполетного медосмотра никаких противопоказаний к полету выявлено не было. Экипаж прошел все необходимые предполетные процедуры и был допущен к вылету. Записи о допуске зафиксированы в официальных документах», – отметил он.
Согласно федеральным авиационным правилам о медицинском осмотре членов экипажей воздушных судов, диспетчеров и других лиц, занятых в авиационной отрасли, «предполетный медицинский осмотр члены летного и кабинного экипажа проходят перед началом полетов, но не ранее чем за два часа до вылета».
Напомним, в понедельник Международный авиационный комитет (МАК) озвучил выводы, к которым пришла специальная комиссия по расследованию авиационного происшествия. По заключению экспертов, «причиной катастрофы при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолета и КВС для захода на посадку по системе ОСП с фиксированной ТВГ явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете».
Среди факторов, способствовавших аварии, в числе прочих назвали следующие:
– выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения;
– неудовлетворительные взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившиеся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полета.
«Когда захотят выпить – где угодно выпьют», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. По его мнению, это могло произойти как после прохождения медкомиссии, так и до него. Эксперт не исключил, что предполетный осмотр мог проводиться формально. «Это тоже отражено в заключении – у них у всех был записан одинаковый пульс», – сказал Аптуков.
В то же время заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов считает, что роль штурмана в данном случае была минимальна, о чем рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, как могло повлиять состояние штурмана на развитие ситуации?
По словам Маликова, пилоты не понимают, как можно выпить перед полетом (фото: vaul.ru) |
Игорь Маликов: Вообще, среди летного состава это считается крайне неприличным: быть утром с запахом после какого-то банкета, например, и пойти сесть на самолет.
Но что касается данного случая, то даже если штурман был немножко выпивши, то при заходе на посадку его роль минимальна, если по-честному говорить, даже никакая. Если отправить его в салон, например, ничего не изменится. Даже если штурман выпил, хотя это неправильно, не думаю, что это какую-то роль сыграло.
Пилоты заходят на посадку по своим системам. Если говорить об отклонении от полосы влево или вправо, то опять же, такие решения принимает не штурман, а командир, который видит по приборам, куда отклоняется машина.
И. М.: На комиссии меряют давление и пульс, доктор смотрит на твое поведение и т. д. Экспертизу на алкоголь не проводят – все прекрасно понимают, что никто не собирается лететь пьяным.
ВЗГЛЯД: То есть того, что человек выпил, могли просто не заметить, если у него было адекватное поведение и не было запаха?
И. М.: Может быть, не заметили. Хотелось бы отметить следующее. В прошлом году отменили норму в 0,3 промилле для водителей. Это стаканчик пива, который ни на что не влияет. А на самом деле все зависит от человека, от того, что и в каком количестве он выпил. Не думаю, что для штурмана стаканчик пива был серьезной дозой. Может быть, он вечером что-то принимал, какие-то остаточные явления были. Какое-то неадекватное поведение – не думаю, что такое было. Я бы даже не стал об этом говорить. Что значит пьяный? Бутылку водки выпил и в кабине уснул?
ВЗГЛЯД: После того как МАК объявил о «легкой степени опьянения» штурмана, общественность не на шутку взволновалась, в комментариях появляются многочисленные рассказы о выпивающих пилотах. Действительно ли здесь можно говорить о серьезной проблеме?
И. М. Такое бывает крайне редко. На машинах-то это случается нечасто, не говоря уже о самолетах.
ВЗГЛЯД: Среди военных популярны истории, как пилоты военно-транспортной авиации успешно водят самолеты, не просто выпив, а изрядно выпив. Они имеют под собой реальные основания?
И. М. Я с этим не сталкивался. Возможно, где-то на суровых перелетных аэродромах люди выпивали, но всегда у всех разум свой был, каждый знал свою норму. Повторюсь, среди летчиков это считается неприличным. Если кто-то скажет: «Я выпил и полетел», – его просто не поймут. Это все равно что в приличном обществе с дамами начать материться за столом.
ВЗГЛЯД: На вашей памяти были случаи, чтобы алкоголь становился причиной летных происшествий?
И. М.: Откровенно говоря, не припомню. Один раз, например, у самолета Ан-12 произошла плавная разгерметизация салона – разгерметизировался нижний люк под стойкой шасси, все члены экипажа потеряли сознание и так очень долго летели. Затем один очнулся, надел остальным маски, они нормально сели.
А так, чтобы кто-то был пьян, – это несерьезно. Сколько летаю, и сейчас собираюсь лететь, но такого, чтобы пилоты выпили перед полетом, сели в кабину и полетели, не было. Нам жить хочется.