Общество

Игорь Маликов
замначальника летного испытательного центра

«Нам жить хочется»

19 сентября 2011, 22:08

Фото: ИТАР-ТАСС

Экипаж разбившегося в Карелии самолета Ту-134 при прохождении предполетного досмотра был отдохнувшим, никаких противопоказаний к полету выявлено не было, сообщил источник.

Предполетный осмотр мог быть проведен формально – у них у всех был записан одинаковый пульс

«При прохождении экипажем предполетного медосмотра никаких противопоказаний к полету выявлено не было. Экипаж прошел все необходимые предполетные процедуры и был допущен к вылету. Записи о допуске зафиксированы в официальных документах», – отметил он.

Согласно федеральным авиационным правилам о медицинском осмотре членов экипажей воздушных судов, диспетчеров и других лиц, занятых в авиационной отрасли, «предполетный медицинский осмотр члены летного и кабинного экипажа проходят перед началом полетов, но не ранее чем за два часа до вылета».

Напомним, в понедельник Международный авиационный комитет (МАК) озвучил выводы, к которым пришла специальная комиссия по расследованию авиационного происшествия. По заключению экспертов, «причиной катастрофы при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома, самолета и КВС для захода на посадку по системе ОСП с фиксированной ТВГ явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете».

Среди факторов, способствовавших аварии, в числе прочих назвали следующие:

– выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения;

– неудовлетворительные взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившиеся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полета.

«Когда захотят выпить – где угодно выпьют», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. По его мнению, это могло произойти как после прохождения медкомиссии, так и до него. Эксперт не исключил, что предполетный осмотр мог проводиться формально. «Это тоже отражено в заключении – у них у всех был записан одинаковый пульс», – сказал Аптуков.

В то же время заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов считает, что роль штурмана в данном случае была минимальна, о чем рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, как могло повлиять состояние штурмана на развитие ситуации?

По словам Маликова, пилоты не понимают, как можно выпить перед полетом (фото: vaul.ru)

Игорь Маликов: Вообще, среди летного состава это считается крайне неприличным: быть утром с запахом после какого-то банкета, например, и пойти сесть на самолет.

Но что касается данного случая, то даже если штурман был немножко выпивши, то при заходе на посадку его роль минимальна, если по-честному говорить, даже никакая. Если отправить его в салон, например, ничего не изменится. Даже если штурман выпил, хотя это неправильно, не думаю, что это какую-то роль сыграло.

Пилоты заходят на посадку по своим системам. Если говорить об отклонении от полосы влево или вправо, то опять же, такие решения принимает не штурман, а командир, который видит по приборам, куда отклоняется машина.

Штурман разбившегося под Петрозаводском Ту-134, как выяснилось, был пьян. А вы бываете на рабочем месте в состоянии опьянения?





Проголосовать
ВЗГЛЯД: Чем можно объяснить то, что экспертиза выявила наличие алкоголя в крови штурмана, но при этом в ходе предполетного осмотра никаких противопоказаний обнаружено не было? Это значит, член экипажа мог выпить после медосмотра или сам осмотр проводился не должным образом?

И. М.: На комиссии меряют давление и пульс, доктор смотрит на твое поведение и т. д. Экспертизу на алкоголь не проводят – все прекрасно понимают, что никто не собирается лететь пьяным.

ВЗГЛЯД: То есть того, что человек выпил, могли просто не заметить, если у него было адекватное поведение и не было запаха?

И. М.: Может быть, не заметили. Хотелось бы отметить следующее. В прошлом году отменили норму в 0,3 промилле для водителей. Это стаканчик пива, который ни на что не влияет. А на самом деле все зависит от человека, от того, что и в каком количестве он выпил. Не думаю, что для штурмана стаканчик пива был серьезной дозой. Может быть, он вечером что-то принимал, какие-то остаточные явления были. Какое-то неадекватное поведение – не думаю, что такое было. Я бы даже не стал об этом говорить. Что значит пьяный? Бутылку водки выпил и в кабине уснул?

ВЗГЛЯД: После того как МАК объявил о «легкой степени опьянения» штурмана, общественность не на шутку взволновалась, в комментариях появляются многочисленные рассказы о выпивающих пилотах. Действительно ли здесь можно говорить о серьезной проблеме?

И. М. Такое бывает крайне редко. На машинах-то это случается нечасто, не говоря уже о самолетах.

ВЗГЛЯД: Среди военных популярны истории, как пилоты военно-транспортной авиации успешно водят самолеты, не просто выпив, а изрядно выпив. Они имеют под собой реальные основания?

И. М. Я с этим не сталкивался. Возможно, где-то на суровых перелетных аэродромах люди выпивали, но всегда у всех разум свой был, каждый знал свою норму. Повторюсь, среди летчиков это считается неприличным. Если кто-то скажет: «Я выпил и полетел», – его просто не поймут. Это все равно что в приличном обществе с дамами начать материться за столом.

ВЗГЛЯД: На вашей памяти были случаи, чтобы алкоголь становился причиной летных происшествий?

И. М.: Откровенно говоря, не припомню. Один раз, например, у самолета Ан-12 произошла плавная разгерметизация салона – разгерметизировался нижний люк под стойкой шасси,  все члены экипажа потеряли сознание и так очень долго летели. Затем один очнулся, надел остальным маски, они нормально сели.

А так, чтобы кто-то был пьян, – это несерьезно. Сколько летаю, и сейчас собираюсь лететь, но такого, чтобы пилоты выпили перед полетом, сели в кабину и полетели, не было. Нам жить хочется.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?