Общество

Сергей Гаврилов

«Самодисциплина летчиков аховая»

19 сентября 2011, 22:25

Фото: vzsar.ru

В понедельник стали более подробно известны причины двух последних авиакатастроф: Ту-134 под Петрозаводском в конце июня и недавней – Як-42 под Ярославлем.

Учитывая тот пресс, который лежит на авиакомпаниях, заниматься еще и подготовкой летного состава они просто не могут

В заключении комиссии МАК говорится, что способствующими катастрофе под Петрозаводском факторами явились неудовлетворительное взаимодействие в экипаже, выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения, не оправдавшийся прогноз погоды.

Ранее эксперты уже заявили, что все системы самолета Як-42, разбившегося под Ярославлем, работали исправно. Таким образом, единственной версией причины трагедии оказалась все та же ошибка экипажа.

В Интернете уже появилась и расшифровка переговоров летчика и бортинженера Як-42. Она показала, что действия летчиков не были согласованными, а также подтверждает сведения о том, что командир экипажа передал управление второму пилоту. В результате  Як-42 запустил двигатели, вырулил на взлетную позицию, но никто из членов экипажа не отреагировал на то, что приборы подают им сигнал «Стопор не снят».

Сергей Гаврилов (фото: kprf.ru)

Во вторник в Госдуме с отчетом о ситуации в российской авиации должен выступить министр транспорта Игорь Левитин. О том, какие проблемы намерены обсудить с министром депутаты, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал зампред комитета Госдумы по транспорту, курирующий вопросы авиации, Сергей Гаврилов.

ВЗГЛЯД: Сергей Анатольевич, сегодня стало известно, что основной причиной двух последних авиакатастроф: в Петрозаводске и в Ярославле – был человеческий фактор. В первом случае штурман воздушного судна был пьян и оказывал давление на командира самолета, во втором – экипаж допустил ошибку при взлете. Получается, что в России за штурвал все чаще садятся неподготовленные и безответственные летчики?

Сергей Гаврилов: У нас на сегодня в авиасфере две основные проблемы: поддержание летной годности кадров и разрушенная система поддержания технического состояния самолетов. Во всем мире это высокая эффективная система бизнеса, дотируемая государством, и только у нас кадровая и техническая база очень низкая. В результате многие заводы, которые делали запчасти для самолетов и занимались их обслуживанием еще 10 лет назад, сегодня просто остановились.

Вторая проблема – подготовка пилотов. Учитывая тот пресс, который сегодня лежит на авиакомпаниях, я имею в виду тарифы, цены на керосин, налоги, таможенные сборы, отсутствие авиационной техники, заниматься еще и подготовкой летного состава они просто не могут.

В этой ситуации подготовку пилотов государство должно взять на себя, особенно это касается обучения  экипажей для современных иностранных судов. А у нас сегодня для этого нет ни материально-технической, ни какой-либо другой базы.

Есть и еще одна проблема, приводящая к авиакатастрофам: состояние аэропортов, которые находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Они крайне недофинансируются. И ситуация с бортом польского президента Леха Качиньского и с самолетом, потерпевшим аварию под  Петрозаводском, говорит о том, что часть вины лежит и на светосигнальном аэропортовом оборудовании.

ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете систему контроля за квалификацией и подготовкой летчиков?

С. Г.: Поймите, никакой предполетный контроль не помешает летчику хлопнуть рюмку уже после того, как он зашел в кабину пилота. Самодисциплина советских летчиков, особенно за время их работы в Азии и Африке, значительно растерялась и стала просто аховой. Тем более что наши пилоты по-прежнему получают в разы меньше, чем их иностранные коллеги, и как результат – у них нет особой заинтересованности в работе.

Штурман разбившегося под Петрозаводском Ту-134, как выяснилось, был пьян. А вы бываете на рабочем месте в состоянии опьянения?





Проголосовать
ВЗГЛЯД: Но ведь в любом случае зарплаты летчиков все еще очень высокие. Разве причина только в этом?

С. Г.: Дело скорее в системе тотального государственного регулирования подготовки летчиков и их предполетного контроля. Она действовала у нас в советское время и выстроена, например, сейчас отлично в США. Для того чтобы восстановить систему контроля летчиков, их нужно проверять не только перед вылетом, но и после и даже во время. Контроль нужен постоянный.

ВЗГЛЯД: Сегодня эта проверка проводится на каком уровне?

С. Г.: Она, конечно, проводится, но инспекторов тотально не хватает. Никто не хочет работать тут за 10 тыс. рублей в месяц. Но проблема не в проверке, а в первую очередь в том, что у нас не хватает хорошо и качественно подготовленных пилотов. Так, например, причиной катастрофы под Ярославлем стала несогласованность действий экипажа и неожиданная внештатная ситуация с торможением.

ВЗГЛЯД: Как вы полагаете, может ли ответственность лечь и на единственного оставшегося в живых бортинженера?

С. Г.: Не думаю, что его осудят. Все же единственного выжившего никто не осудит. Тем более что я не уверен, что именно им были допущены роковые ошибки.

ВЗГЛЯД: Во вторник, когда в Госдуме выступит министр транспорта Игорь Левитин, какой будет позиция фракции КПРФ, членом которой вы являетесь? В любом случае потребуете его отставки?

С. Г.: Посмотрим на то, что он скажет. Но проблема в том, что чем больше мы наказываем, тем меньше остается специалистов. Ведь рассыпается в основном инфраструктура, построенная 30–40 лет назад, а в случае смены министра не будет еще и ответственных за это.

Поэтому надо решать конкретные вопросы, а не искать стрелочника. Можно, конечно, после каждой катастрофы снимать министра, но эффекта от этого никого не будет. Ведь если вся вертикаль сгнила, то о чем еще можно говорить. Для нас сейчас главное – принять поправки в бюджет, предусматривающие вложения  в транспортную инфраструктуру. Если этого не произойдет, будем вновь ездить на гужевом транспорте.

Текст: Ирина Костюкова

Вам может быть интересно

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Захарова пообещала Западу сокрушительный удар возмездия за атаки на Крым

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ

Тарасова ответила Жулину на слова о выпивающих фигуристах

Новости

Китай намерен собрать на Луне грунт возрастом в миллиарды лет

Целью миссии «Чанъэ-6» в Китае является доставка на Землю образцов грунта возрастом около 4 млрд лет, что позволит ученым получить новые данные о происхождении и эволюции спутника Земли, заявил замдиректора Центра лунных исследований и космической инженерии Китайского национального космического управления Гэ Пин.

В Латвии завели дело за возложение цветов к демонтированному памятнику «Алеша»

В Латвии возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который несколько раз возлагал цветы к месту демонтированного памятника советским воинам – освободителям Латвии от немецко-фашистских захватчиков в городе Резекне, сообщили местные СМИ.

В Германии начался суд из-за «продажи в Россию компонентов для беспилотников»

Суд Штутгарта в Германии начал рассмотрение дела по подозрению в якобы нарушении европейского эмбарго против России, сообщили СМИ.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

В Швейцарии назвали Россию победителем в украинском конфликте

Российская армия одержала верх в конфликте на Украине, украинские солдаты деморализованы, а Запад слишком слаб, говорится в материале главного редактора швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung (NZZ) Эрика Гуйера.

Немецкий журналист оценил выставку трофейной техники НАТО

Невероятное количество человек пришло увидеть трофейную технику НАТО в Москве, многие с гордостью говорили о захвате немецкого танка Leopard 2, заявил посетивший выставку журналист канала Welt Кристоф Ваннер.

Эндокринолог назвала самые вредные части кулича

Куличи необходимо употреблять с осторожностью и отказаться от сладкой глазированной шапочки, потому что она насыщена сахаром, заявила эндокринолог, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

В Финляндии арестовали троих россиян по подозрению в обходе санкций

Суд в финском городе Каяани постановил взять под стражу троих граждан России, подозреваемых в вывозе за рубеж товаров двойного назначения. Это в Финляндии считается преступлением, связанным с нарушением санкционного законодательства.

ВС России поразили снабжавшую топливом ВСУ нефтебазу «Баловное»

Российские военные в последние сутки поразили нефтебазу «Баловное», с которой снабжались топливом воинские части украинской армии, сообщило Минобороны России.

Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев «одинаковыми»

Министр иностранных дел Аргентины Диана Мондино, отвечая на вопрос о возможном присутствии военных на радиолокационной базе Китая в аргентинской Патагонии, заявила, что «китайцы все одинаковые».

Эксперт предсказал кислотный дождь в Берлине после пожара

Пожар на заводе Diehl в Берлине может привести к попаданию в воздух синильной и серной кислот. Это чревато кислотным дождем и химическими ожогами у населения, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Алексей Анпилогов.

Швеция отвергла идею о международном расследовании подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Швеции заявило об отсутствии необходимости в проведении международного расследования взрывов на газопроводе «Северный поток», поскольку «оно ничего не даст».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?