Общество

Сергей Гаврилов

«Самодисциплина летчиков аховая»

19 сентября 2011, 22:25

Фото: vzsar.ru

В понедельник стали более подробно известны причины двух последних авиакатастроф: Ту-134 под Петрозаводском в конце июня и недавней – Як-42 под Ярославлем.

Учитывая тот пресс, который лежит на авиакомпаниях, заниматься еще и подготовкой летного состава они просто не могут

В заключении комиссии МАК говорится, что способствующими катастрофе под Петрозаводском факторами явились неудовлетворительное взаимодействие в экипаже, выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения, не оправдавшийся прогноз погоды.

Ранее эксперты уже заявили, что все системы самолета Як-42, разбившегося под Ярославлем, работали исправно. Таким образом, единственной версией причины трагедии оказалась все та же ошибка экипажа.

В Интернете уже появилась и расшифровка переговоров летчика и бортинженера Як-42. Она показала, что действия летчиков не были согласованными, а также подтверждает сведения о том, что командир экипажа передал управление второму пилоту. В результате  Як-42 запустил двигатели, вырулил на взлетную позицию, но никто из членов экипажа не отреагировал на то, что приборы подают им сигнал «Стопор не снят».

Сергей Гаврилов (фото: kprf.ru)

Во вторник в Госдуме с отчетом о ситуации в российской авиации должен выступить министр транспорта Игорь Левитин. О том, какие проблемы намерены обсудить с министром депутаты, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал зампред комитета Госдумы по транспорту, курирующий вопросы авиации, Сергей Гаврилов.

ВЗГЛЯД: Сергей Анатольевич, сегодня стало известно, что основной причиной двух последних авиакатастроф: в Петрозаводске и в Ярославле – был человеческий фактор. В первом случае штурман воздушного судна был пьян и оказывал давление на командира самолета, во втором – экипаж допустил ошибку при взлете. Получается, что в России за штурвал все чаще садятся неподготовленные и безответственные летчики?

Сергей Гаврилов: У нас на сегодня в авиасфере две основные проблемы: поддержание летной годности кадров и разрушенная система поддержания технического состояния самолетов. Во всем мире это высокая эффективная система бизнеса, дотируемая государством, и только у нас кадровая и техническая база очень низкая. В результате многие заводы, которые делали запчасти для самолетов и занимались их обслуживанием еще 10 лет назад, сегодня просто остановились.

Вторая проблема – подготовка пилотов. Учитывая тот пресс, который сегодня лежит на авиакомпаниях, я имею в виду тарифы, цены на керосин, налоги, таможенные сборы, отсутствие авиационной техники, заниматься еще и подготовкой летного состава они просто не могут.

В этой ситуации подготовку пилотов государство должно взять на себя, особенно это касается обучения  экипажей для современных иностранных судов. А у нас сегодня для этого нет ни материально-технической, ни какой-либо другой базы.

Есть и еще одна проблема, приводящая к авиакатастрофам: состояние аэропортов, которые находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Они крайне недофинансируются. И ситуация с бортом польского президента Леха Качиньского и с самолетом, потерпевшим аварию под  Петрозаводском, говорит о том, что часть вины лежит и на светосигнальном аэропортовом оборудовании.

ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете систему контроля за квалификацией и подготовкой летчиков?

С. Г.: Поймите, никакой предполетный контроль не помешает летчику хлопнуть рюмку уже после того, как он зашел в кабину пилота. Самодисциплина советских летчиков, особенно за время их работы в Азии и Африке, значительно растерялась и стала просто аховой. Тем более что наши пилоты по-прежнему получают в разы меньше, чем их иностранные коллеги, и как результат – у них нет особой заинтересованности в работе.

Штурман разбившегося под Петрозаводском Ту-134, как выяснилось, был пьян. А вы бываете на рабочем месте в состоянии опьянения?





Проголосовать
ВЗГЛЯД: Но ведь в любом случае зарплаты летчиков все еще очень высокие. Разве причина только в этом?

С. Г.: Дело скорее в системе тотального государственного регулирования подготовки летчиков и их предполетного контроля. Она действовала у нас в советское время и выстроена, например, сейчас отлично в США. Для того чтобы восстановить систему контроля летчиков, их нужно проверять не только перед вылетом, но и после и даже во время. Контроль нужен постоянный.

ВЗГЛЯД: Сегодня эта проверка проводится на каком уровне?

С. Г.: Она, конечно, проводится, но инспекторов тотально не хватает. Никто не хочет работать тут за 10 тыс. рублей в месяц. Но проблема не в проверке, а в первую очередь в том, что у нас не хватает хорошо и качественно подготовленных пилотов. Так, например, причиной катастрофы под Ярославлем стала несогласованность действий экипажа и неожиданная внештатная ситуация с торможением.

ВЗГЛЯД: Как вы полагаете, может ли ответственность лечь и на единственного оставшегося в живых бортинженера?

С. Г.: Не думаю, что его осудят. Все же единственного выжившего никто не осудит. Тем более что я не уверен, что именно им были допущены роковые ошибки.

ВЗГЛЯД: Во вторник, когда в Госдуме выступит министр транспорта Игорь Левитин, какой будет позиция фракции КПРФ, членом которой вы являетесь? В любом случае потребуете его отставки?

С. Г.: Посмотрим на то, что он скажет. Но проблема в том, что чем больше мы наказываем, тем меньше остается специалистов. Ведь рассыпается в основном инфраструктура, построенная 30–40 лет назад, а в случае смены министра не будет еще и ответственных за это.

Поэтому надо решать конкретные вопросы, а не искать стрелочника. Можно, конечно, после каждой катастрофы снимать министра, но эффекта от этого никого не будет. Ведь если вся вертикаль сгнила, то о чем еще можно говорить. Для нас сейчас главное – принять поправки в бюджет, предусматривающие вложения  в транспортную инфраструктуру. Если этого не произойдет, будем вновь ездить на гужевом транспорте.

Текст: Ирина Костюкова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?