Общество

Валентин Пашин

«Слухи о смерти судостроения преувеличены»

13 сентября 2011, 17:08

Фото: ИТАР-ТАСС

Научный руководитель – директор ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова», академик РАН Валентин Пашин во вторник собрал в Санкт-Петербурге пресс-конференцию, чтобы объявить о начале строительства новых ледоколов и возрождении Северного морского пути, для нужд которого и создаются суда.

Сначала построили «Стерегущий», следующий корвет тоже фактически головной. Зачем мы все время головные-то строим?

Атомный ледокол «Лидер» мощностью 110 Мвт, по выражению Пашина, будет обладать «практически неограниченными возможностями действий в любой точке Арктического бассейна». Кроме того, «ЦНИИ им. Крылова» совместно с ЦКБ «Айсберг» уже разработал технический проект еще одного атомного ледокола нового поколения мощностью 60 Мвт.

Было отмечено, что ЦНИИ Крылова отчетливо представляет себе потребности ведущих нефтегазодобывающих компаний, работающих на Арктическом шельфе, на период до 2020-го и даже до 2030 года. В частности, сейчас разрабатывается программа создания флота для Газпрома, предусматривающая появление ряда унифицированных судов и техсредств для решения задач снабжения морских промыслов, обеспечения их безопасности и организации вывоза добытой продукции.

«Нигде в мире нет столь сложных гидрометеоусловий, особенно ледовых, как в российской Арктике», – напомнил Пашин, поэтому институт разрабатывает для решения задач в этом регионе совершенно новые, не имеющие аналогов в мире типы судов, морские сооружения и технологии. Так, сейчас находятся в работе проекты морской платформы для глубоководных месторождений Баренцева моря, мобильной ледостойкой буровой установки, платформы для бурения поисково-разведочных скважин на мелководье, самоподъемной платформы для предельного мелководья, принципиально новой буровой платформы на воздушной подушке, ледокола, способного прокладывать широкий канал и т.д.

На прошедшем мероприятии ученый также затронул тему Штокмановского месторождения газа. По словам Пашина, окончательная концепция его освоения Газпромом еще не принята, но подготовительная работа активно ведется и есть надежда, что уже в 2016 году – такие сроки озвучил недавно премьер-министр Владимир Путин – с месторождения пойдет первый газ. «Первоначально назывались 2013–2014 годы. Но в последнее время конъюнктура мирового газового рынка изменилась», – пояснил Пашин.

Валентин Пашин заявил о готовности российского судостроения обеспечивать потребности Севморпути (фото: ИТАР-ТАСС)

Если сначала газ со Штокмана планировалось, в основном, поставлять на американский рынок, то теперь видно, что он уже не так нуждается в нем, в США сейчас бум добычи газа из альтернативных источников. К тому же появился «Северный поток». «Сейчас нет уже такой срочности», – заметил Пашин.

Но главное, о чем рассказал руководитель ЦНИИ, Россия снова стала уделять повышенное внимание Арктике, а Северный морской путь, который является главным ресурсом этого региона, вновь ожил. Если в позапрошлую навигацию атомными ледоколами там были осуществлены всего четыре проводки судов, то в последнюю – уже 16. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД попросил Валентина Пашина остановиться на этих позитивных изменениях подробнее.

ВЗГЛЯД: Валентин Михайлович, расскажите о возрождении Северного морского пути. Почему вновь обратили на него внимание?

Валентин Пашин: Идея освоения Северного морского пути не нова. Еще в советские времена мы постоянно говорили о том, что этот путь значительно короче, что он может быть экономически более выгодным. Но известные геополитические события последних десятилетий притормозили развитие вопроса, в том числе затормозилось создание современного ледокольного флота. Но, что отрадно, в последнее время к этой проблеме вернулись снова. И сегодня уже можно говорить, что от отдельных экспериментальных рейсов, которые и раньше осуществлялись, мы фактически перешли уже к крупномасштабному моделированию проводок по Севморпути. Причем это не просто моделирование, а совершенно реальные народно-хозяйственные проводки судов самых разных типов, почти два десятка уже было осуществлено в навигацию 2010/11 года.

ВЗГЛЯД: Может ли Северный морской путь составить конкуренцию южному?

В.П.: Да, последние проводки оказались очень успешными, причем не требовали очень уж больших затрат. Правда, и навигация в ледовом отношении была не самая тяжелая, конечно, обычно надо рассчитывать на более сложные ледовые условия. Но мы к этому готовимся. Для этих целей создается новый ледокольный флот, в том числе новые атомные ледоколы – один мощностью 60 Мвт, другой, по которому идет предварительная работа, – на 110 Мвт. И государство уже вкладывает в это значительные средства, которые, с моей точки зрения, безусловно, окупятся в перспективе. Скажу больше: если мы по-настоящему создадим хорошее ледокольное обеспечение Севморпути, то этот путь станет интернациональным. Здесь пойдут не только российские суда, но и другие страны переориентируют перевозки своих товаров с Западной Европы на Дальний Восток с южного пути: через Суэц и вокруг Африки на северный – в Арктику. В южном варианте длина маршрута очень большая, а это накладывает на перевозчиков дополнительные затраты. Им просто экономически выгоднее будет идти через север.

ВЗГЛЯД: И насколько вырастут грузоперевозки в ближайшее время?

В.П.: Вот этого я вам не могу сказать, вопрос не совсем ко мне. Но думаю, что количество этих проводок, безусловно, будет расти. И чем быстрее мы будем обеспечивать и поддерживать ледокольное сопровождение, тем скорее будут осуществляться эти процессы. Это вопрос обозримого будущего. Не десятилетий, а нескольких лет.

ВЗГЛЯД: Вы упомянули о разработке ЦНИИ им. Крылова совершенно нового, нетрадиционной формы ледокола. Раскройте секрет, что это будет?

В.П.: Не могу. Я расскажу об этом подробнее, но только тогда, когда мы запатентуем проект. Патент предполагается получить в этом году, в крайнем случае – в начале следующего. Могу сказать, что финны уже запатентовали новое ледокольное судно с несимметричной формой корпуса: это такой корпус с двумя как бы поплавками по бокам. Но мы проводим испытания другой конструкции...

Мы постоянно занимаемся новыми разработками, толчком к этим разработкам стало, опять же, возрождение Северного морского пути, и задача, которая перед нами сейчас стоит, – вести там крупнотоннажные широкие суда. Просто идти на увеличение размеров ледокола традиционного типа невыгодно, ширина влияет на ледовое сопротивление, растут затраты мощности и т.д. Поэтому надо придумывать какие-то новые решения.

ВЗГЛЯД: С какими, на ваш взгляд, основными проблемами гражданского судостроения сталкивается сейчас Россия и как их решает?

В.П.: Я считаю, что сегодня для гражданского судостроения основная задача – это создание чисто гражданских верфей с самыми современными технологиями постройки судов и увязкой проектных моделей с производственным процессом, а для этого необходим переход к цифровым методам.

Могу сказать, что слухи о смерти гражданского судостроения сильно преувеличены. Руководство страны уже приняло серьезные решения по этой отрасли, выделены значительные средства. А главная проблема сейчас – это контроль за исполнением принятых решений и принятие мер к тем, кто их не выполняет.

ВЗГЛЯД: На пресс-конференции вы упомянули о том, что Россия собирается строить «слишком много» разных типов кораблей – больше, чем Штаты, и каждый новый главком ВМФ заявляет о постройке новых типов... Чем же это плохо?

В.П.: Я сказал, что пять новых типов корветов – а такие цифры озвучивались в СМИ – не многовато ли это для российского флота? Сначала построили «Стерегущий», следующий корвет тоже фактически головной. Зачем мы все время головные-то строим? Ведь каждый головной в полтора-два раза дороже серийного. Почему бы не отработать один проект и «гнать серию» в 20–30 кораблей. Было бы и дешевле, и быстрее, и проще – и поставщикам оборудования, и вооружения. Вот что меня удивляет.

Текст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

В Грузии начались протесты из-за решения не начинать переговоры с ЕС
Темы дня

«Орешник» донесет до Киева переговорную позицию России

Россия наладила серийное производство новейшей баллистической ракеты «Орешник» и сейчас определяется с новыми целями на территории Украины, среди которых могут быть центры принятия решений в Киеве. По словам Владимира Путина, в случае массированного удара «Орешником» мощь будет сопоставима с применением ядерного оружия. Какие объекты могут оказаться в числе целей и как воспримут такое предупреждение на Западе и в Киеве?

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

Новое правительство Грузии определилось с политикой по отношению к России

Американист: Спецпредставитель Трампа по Украине не понимает сути конфликта

Умерла актриса «Улиц разбитых фонарей» Карпова

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Зеленский отменил наказание для решивших вернуться на службу дезертиров

Президент Украины Владимир Зеленский одобрил закон, разрешающий украинцам, впервые покинувшим воинскую часть, добровольно вернуться на службу без наказания.

Путин сравнил удар «Орешника» с падением метеорита

Президент России Владимир Путин на встрече с журналистами сравнил удар баллистической ракеты «Орешник» с падением метеорита, от которого образуются целые озера.

ЕС решил покрыть неотложные потребности Украины за счет доходов от активов РФ

Евросоюз и Украина подписали меморандум о предоставлении Киеву 18,1 млрд евро в виде макрофинансовой помощи для покрытия неотложных нужд.

Россия передала председательство в БРИКС Бразилии

Россия вручила условный «молоток председателя» Бразилии, символически передав ей председательство в БРИКС на 2025 год в ходе встречи в Екатеринбурге.

Путин сообщил о минимальном ущербе от ракетных атак ATACMS

Россия подверглась вглубь территории двум ракетным атакам ATACMS после использования «Орешника», однако ущерб оказался минимальным, заявил президент Владимир Путин.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

Путин: Ситуация с курсом рубля под контролем, поводов для паники нет

Ситуация с курсом рубля находится под контролем, поводов для паники у граждан нет, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года

Грузия приняла решение заморозить вопрос начала переговоров с Евросоюзом о членстве до 2028 года, заявил на брифинге премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Путин ответил анекдотом на вопрос об ударах по военным и политическим центрам Киева

Президент России Владимир Путин в ответ на вопрос о возможных ударах по военным или политическим центрам в Киеве использовал советский анекдот о непредсказуемости событий.

Владелец TikTok потребовал от стажера один млн долларов за саботаж ИИ проекта

Компания ByteDance обвинила стажера в саботаже учебного проекта по искусственному интеллекту (ИИ), потребовав публичных извинений и компенсации в 8 млн юаней.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?