Замоскворецкий суд Москвы принял решение о мере пресечения для чемпиона по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, после удара которого погиб 19-летний студент Иван Агафонов. По итогам слушаний судья вынесла постановление о его освобождении под залог в 5 млн рублей, передает РИА «Новости». Эта сумма должна быть перечислена на депозитный счет суда до 18.00 25 августа, после перевода Мирзаев будет отпущен.
Сутки напролет в СМИ показывают сценический образ моего подзащитного
Спортсмен был задержан в пятницу, после того, как явился с повинной и дал показания. В суд следователи отвезли его на следующий день, но тогда судья продлил срок его задержания на 72 часа и перенес слушания на понедельник. Такое решение было принято по просьбе защиты: адвокат заявил, что ему нужно время для сбора положительных характеристик подзащитного.
Собранные материалы были представлены на заседании в понедельник. Адвокат Алексей Грибинский попросил приобщить к делу ходатайства ряда депутатов Госдумы, Федерации самбо и объединения Night Fight. Подписанты этого обращения просили избрать Мирзаеву меру пресечения, не связанную с лишением свободы, и заявили о готовности поручиться за него. Депутаты и спортсмены заверили, что, если Мирзаева отпустят на свободу, он будет добросовестно являться к следователю, не скроется и не будет угрожать никому из свидетелей. Кто именно из депутатов Госдумы подписался под этим обращением, адвокат не огласил.
Судья согласилась приобщить это обращение к делу, добавив при этом, что на имя председателя суда пришло аналогичное обращение депутатов Народного собрания Дагестана. По ее словам, в этом документе, под которым стоит 18 подписей, парламентарии заявляют о готовности поручиться за спортсмена.
Позиция следствия по вопросу о мере пресечения была озвучена еще на субботнем заседании: он может оказать давление на свидетелей или скрыться. Следователь назвала Мирзаева социально опасным гражданином, поскольку он подозревается в совершении особо тяжкого преступления против жизни и здоровья.
По мнению следователя, обвиняемый проживает в Москве без регистрации и может скрыться от следствия, в том числе и за границей. «Мирзаев обладает авторитетом, высокими результатами в силовых единоборствах, и может оказать давление на свидетелей. Поэтому следствие ходатайствует о заключении подозреваемого под стражу», – отметила следователь.
В понедельник, однако, защита возразила на последний довод следствия и предъявила доказательства. Суду была представлена московская регистрация Мирзаева, выданная в 2009 году. «Мне эту регистрацию дали, когда я за Внутренние войска выступал», – пояснил Мирзаев.
Предложение защиты по мере пресечения обвиняемого заключалось в его освобождении под залог в 3 млн рублей. По словам адвоката, такую сумму готовы внести родные Мирзаева, его друзья и организаторы боев без правил. «Он имеет возможность работать и возместить родственникам погибшего ущерб, а при содержании под стражей он этого сделать не сможет», – так защита объяснила свое ходатайство.
В своей речи адвокат Дергачев заявил, что для ареста Мирзаева нет веских причин: «Что касается самого удара, то совершенно очевидно, что он не мог причинить сильный вред Агафонову», – сказал он. Адвокат отметил, что студент погиб от удара об асфальт при падении, и «прямой причинно-следственной связи» с действиями Мирзаева в этом он не видит. После этого утверждения судья спросила, есть ли у следствия хотя бы предварительные результаты экспертизы о причинах смерти Агафонова. На этот вопрос следователь районного следственного отдела СК Евгения Шаферова сказала, что «такого не имеется». «Мы пытались получить справку из морга, но пока никакого акта, никакого заключения экспертизы нет», – сказала Шаферова.
Именно это обстоятельство (отсутствие у следствия данных о причинно-следственной связи между ударом и смертью) и привела в обоснование своего решения отпустить Мирзаева под залог судья Ольга Дубкова.
Она добавила, что тяжесть предъявленного обвинения не является основанием для избрания исключительной меры пресечения – ареста, поэтому она и сочла возможным назначить Мирзаеву залог.
Решение суда зал приветствовал аплодисментами. Сам Мирзаев от комментариев отказался.
Выступая на слушаниях, Игорь Дергачев также резко раскритиковал средства массовой информации, которые, по его мнению, неправильно показывают его подзащитного. «Сутки напролет в СМИ показывают сценический образ моего подзащитного – с черной капой на зубах и так далее, но ведь этот образ – он же театральный, Мирзаев там выполняет определенную роль. В жизни он другой человек», м сказал защитник. Он также отметил, Мирзаев с 2005 года ни разу не привлекался к ответственности, в том числе административной, за какие-либо нарушения.
Трагическое происшествие, которое сейчас расследуют следственные органы, случилось 13 августа в центре города у ночного клуба «Гараж». В окружении Мирзаева и Агафонова рассказывают разные версии. В пресс-службе Fight Nights заявили, что «к девушке Расула приставал нетрезвый молодой человек, у них случилась словесная перепалка, которая позднее переросла в схватку».
Однако друзья Ивана заявили «Российской газете», что никакого конфликта и тем более схватки не было, и рассказали о случившемся следующее: они компанией вышли из ночного клуба и стояли на улице. Агафонов запускал на тротуаре перед клубом радиоуправляемую машинку, которую затем направил к ногам незнакомой девушки. «Девушка, можно я вас прокачу?» – спросил Иван. В этот момент к нему повернулся Мирзаев с вопросом: «Что тебе надо?» «Ничего, девушку хотел прокатить», – пошутил Иван. «А меня не хочешь?» – спросил Мирзаев. «Садись», – ответил Агафонов. В ответ чемпион пнул ногой машинку, подошел к Ивану и коротко ударил слева в челюсть. По рассказам очевидцев, молодой человек упал и ударился головой об асфальт, после чего 15 минут пролежал без сознания. Когда он очнулся, друзья отвезли его на машине в больницу, где врачи поначалу не нашли никаких серьезных повреждений. Спустя некоторое время Агафонов впал в кому и через четверо суток скончался в московской клинической больнице № 1, так и не придя в сознание. Как оказалось, у него был раздроблен мозжечок, шансов выжить практически не было.
Первоначально столичная полиция возбудила уголовное дело по статье «Причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего». 19 августа Следственный комитет сообщил, что в связи со смертью потерпевшего дело переквалифицировано на «Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть», материалы были переданы следователям ведомства.