«Ситуация сложная»
Мер, которые уже есть в Административном и Уголовном кодексах, наверное, достаточно. Заявление губернатора я расцениваю как очередную популистскую меру
Ситуация с противодействием экстремизму в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) сложная, отметил министр на совещании межведомственной комиссии в Санкт-Петербурге.
По его словам, на территории округа продолжаются задержка зарплаты и сокращения на предприятиях, что не может не повлиять на настроения в обществе и провоцирует экстремистские настроения, передает «БалтИнфо».
При этом борьба с экстремизмом – это задача не только правоохранительных органов, но и гражданского общества, уверен Нургалиев.
«Экстремизм в очень короткий срок превратился в главную проблему, и не только в России. Его проявления различны. Давайте вспомним события в Норвегии, Великобританию», – отметил он.
По словам заместителя полпреда президента на Северо-Западе Александра Нестерова, особенную обеспокоенность вызывает тенденция «прятать» экстремизм: официальная статистика не отражает остроты проблемы, и многие экстремистские преступления выдаются за убийства, хулиганства и другие «бытовые» составы. Соответственно, преступники получают за них менее суровое наказание.
При этом Нестеров привел цифры, согласно которым количество экстремистских преступлений на территории округа в первом полугодии 2011 года увеличилось на 48,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В качестве метода борьбы с экстремизмом Нестеров предложил организовать соответствующие курсы, которые могли бы пройти и чиновники.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, также участвующая в совещании, в свою очередь предложила ужесточить наказание за участие в несанкционированных митингах националистического толка. Для этого, по ее мнению, нужно увеличить штраф для их участников до 50 тыс. рублей и предусмотреть возможность административного ареста на срок до 15 суток, передает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, в отношении лиц, ранее совершавших преступления экстремистского толка, должен быть введен запрет на посещение массовых мероприятий. По словам губернатора, за истекший период 2011 года различные националистические организации предприняли в два раза больше попыток провести несанкционированные массовые акции, чем за весь 2009 год.
При этом на совещании было отмечено, что общий уровень преступности в Петербурге и Ленинградской области за первое полугодие 2011 года даже снизился на 8%, передает «Интерфакс». В частности, раскрыто на 54% больше преступлений, совершенных организованными преступными группами.
Глава МВД похвалил местных полицейских, но отметил, что им необходимо активизировать работу по раскрытию так называемых резонансных преступлений.
В ходе совещания министр также пожаловался на Интернет, где «можно найти все – от пособия по изготовлению взрывчатки до того, как организовать провокацию». Однако тут же отметил, что власти не планируют ограничивать гражданам доступ в Сеть. По словам Нургалиева, нужно будет найти некий компромисс.
Статистику и новые инициативы по противодействию экстремизму газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать известного криминолога, доктора юридических наук Якова Гилинского.
Комментируя предложение Валентины Матвиенко ужесточить ответственность для участвующих в митингах националистов, специалист отметил, что вопрос это непростой: «С одной стороны, с националистами действительно что-то нужно делать. Но с другой – возникает вопрос, кто и как будет определять, националистического толка те или иные проявления или нет. Учитывая реалии, в которых мы живем, этот момент вызывает серьезные опасения. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день тех мер, которые уже есть в Административном и Уголовном кодексах, наверное, достаточно. Заявление губернатора я расцениваю как очередную популистскую меру», – отметил эксперт.
При расследовании не отработают ту или иную версию, не учтут особенностей. А в итоге дела разваливаются до суда
Говоря о сокрытии преступлений экстремистского характера под видом «бытовых составов», Гилинский отметил, что это всем известный факт. «И связано это опять же с тем, что на практике очень сложно определить, что такое экстремистские, националистические проявления. Как расценивать, например, события на Манежной площади? Сегодня под такие проявления, по сути, можно подвести все, что угодно, включая выступления против самих же полицейских, или губернатора, или правительства. Чтобы как-то решить эту проблему, необходимо уточнять все законодательство в этой сфере, а не выдергивать из него отдельные какие-то моменты. Иначе все подобные изменения легко могут превратиться в способ преследования неугодных лиц», – отметил Гилинский.
Комментируя тезис о том, что к росту экстремизма ведет сложная экономическая ситуация, эксперт отметил, что это «азбучная истина»:
«Безусловно, при том безумном социально-экономическом неравенстве, которое есть в нашей стране, такие проявления были, есть и будут. Я думаю, что они будут только нарастать», – резюмировал он.
В других городах СЗФО, где Нургалиев останавливался и проводил встречи с подчиненными, он обратил внимание и на другие проблемы, возникающие в работе реформированной полиции.
Вологда
Снижению уровня преступности в России в первую очередь должны способствовать предупреждение и профилактика, а не силовые методы, заявил глава МВД в воскресенье в Вологде, начиная «вояж» по северо-западным регионам.
А при исполнении своих обязанностей полицейские должны равняться на милиционеров-ветеранов ВОВ. Нургалиев отметил, что стиль работы, сформировавшийся в 1990-е годы, предполагал в большинстве своем работу с бумагами, и критерием оценки деятельности органов внутренних дел было количество написанных бумаг, а не оказание помощи гражданам. Отсюда и некоторое непонимание общества. «Давайте вспомним ветеранов, которые пришли после Победы в 1945 году. Они видели смерть, невзгоды и всегда были искренни в оказании помощи», – заключил министр.
Архангельск
#{smallinfographicleft=368883}В каждом регионе страны будет сформирован кадровый резерв офицеров, аналогичный федеральному резерву МВД, сообщил министр в воскресенье на совещании в Архангельске.
«Назначать на руководящие должности в первую очередь будем тех, кто состоял в кадровом резерве и проявил себя», – заключил министр.
Мурманск
На воскресном же совещании в Мурманске Нургалиев прокомментировал слухи о разделении своих подчиненных по уровню довольствия и социальных гарантий.
«Много ходит разговоров, если полицейский – то больше зарплата, если внутренней службы – то меньше. Никаких различий ни по денежному довольствию, ни по воинским званиям, ни по материальным выплатам между полицейскими, внутренней службой и юстицией не будет», – отметил Нургалиев и напомнил, что с 1 января 2012 года будут кратно увеличены оклады полицейских, в частности, денежное довольствие лейтенанта на первом году службы составит около 33 тыс. рублей, передает РИА «Новости».
Псков
В понедельник в Пскове Нургалиев признался, что МВД остро требуются IT-специалисты. По его словам, порядка 80% особо сложных дел в России раскрывают IT-специалисты, в связи с этим МВД необходимо определиться, где и как готовить их для ведомства.
«Сегодня нам нужны специалисты, которые углубленно знают предмет и тонкости решения той или иной специфичной задачи», – подчеркнул министр.
Великий Новгород
На совещании в Великом Новгороде глава МВД заговорил о замалчивании проблем в ведомстве. Министр в курсе того, что информация о происшествиях в структуре правоохранительных органов звучит не из уст руководителей подразделений, а из других источников.
«Я никак не могу понять, почему мы не можем напрямую говорить о том, что у нас в коллективе произошло чрезвычайное происшествие. Почему начальник милиции с позиции своего должностного положения не скажет: у нас проблема», – возмутился Нургалиев. А из-за этого складывается впечатление, что «они там все укрывают, не говорят, а оправдываются», заметил министр.
«Избавляйтесь от этого наследия прошлого. Мы должны первыми информировать», – приводит слова Нургалиева новгородская интернет-газета «Ваши Новости».
Также Нургалиев посетовал, что среди полицейских остро не хватает юристов.
«Я должен констатировать, что у нас есть люди с образованием среднетехническим, высшим, но это все гражданские специальности. У нас нет юристов», – посетовал он и объяснил, что без юридического образования сотрудник органов внутренних дел может допускать ошибки: при расследовании не отработают ту или иную версию, не учтут особенностей. А в итоге дела разваливаются до суда.