Во вторник состоялась анонсированная встреча между президентом Дмитрием Медведевым и министром обороны Анатолием Сердюковым, во время которой последний заявил, что оснований опасаться срыва гособоронзаказа-2011 нет.
Если кто-либо нарушает государственную дисциплину поставок, вы должны доложить мне лично, и я буду принимать решения
«Процесс размещения гособоронзаказа идет нормально, но по ряду направлений есть задержки», – приводит слова министра РИА «Новости». Он отметил, что о тех направлениях, по которым идет задержка, хотел бы доложить главе государства отдельно.
Сердюков заявил, что на данный момент «незаконтрактованы» 230 млрд рублей, но, тем не менее, «каких-либо оснований опасаться, что будет срыв, нет».
Между тем президент призвал главу оборонного ведомства не расслабляться. «Никто не снимает ответственности со всех участников этой цепочки (гособоронзаказа), начиная от правительства и Министерства обороны и заканчивая поставщиками», – заявил он в ходе рабочей встречи, подчеркнув, однако, что конечная ответственность лежит на Минобороны, у которого «есть все полномочия, чтобы контрагенты отвечали за поставки».
«Если возникнут обоснованные основания полагать, что кто-либо нарушает государственную дисциплину поставок, вы должны доложить мне лично, и я буду принимать решения», – пообещал глава государства.
Дмитрий Медведев также дал Анатолию Сердюкову и конкретные указания, в частности, заметил, что при завышении цен российскими предприятиями Минобороны России может размещать заказы и за рубежом. «Министерство обороны должно залезать внутрь каждого контракта, посмотреть на себестоимость, вам должно быть понятно, из чего все это состоит. Это большие деньги (выделенные на гособоронзаказ), поэтому барахло закупать не надо, – предупредил президент. – Вы должны приобретать только качественную технику, причем по прозрачным ценам, а не по тем ценам, которые нравятся отдельным компаниям», – заключил он.
Напомним, о том, что иностранная военная техника зачастую оказывается лучше и дешевле, говорится уже давно. Так, 15 марта на заседании комитета по обороне и безопасности Совета Федерации главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников высказал недовольство новыми системами вооружения, которые поставляет российский ВПК: «Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая». В пример он привел известный во всем мире новейший российский танк Т-90, который на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72. При этом его стоимость в настоящее время составляет 118 млн рублей за единицу. «Нам проще было бы купить за эти деньги три «Леопарда» (основной боевой танк ФРГ)», – заметил Постников. Позднее, объясняя его слова, глава комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что «в контексте дискуссии Александр Николаевич (Постников) таким образом хотел еще раз привлечь внимание наших оборонщиков к проблемам ценообразования и повышения качества военной продукции, которые для Минобороны России имеют ключевое значение в условиях коренной модернизации и переоснащения».
Примерно такая же ситуация складывается на флоте. Так, стоимость недавно спущенного на воду головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», первого подобного корабля, введенного в строй ВМФ после развала СССР, составляет порядка 400 млн долларов. Один вертолетоносец «Мистраль» обошелся России примерно в 700 млн долларов. Но при этом полное водоизмещение «Адмирала Горшкова» составляет 4500 тонн, а «Мистраля» – 21300 тонн. Из вооружения российский фрегат имеет до 16 ракет ПКР ЗМ55«Оникс» или 3М54Э (семейства «Калибр-НКЭ»), до 16 ракет противолодочных ракет 91РЭ1, ЗРК «Ураган» или ЗРК «Полимент-Редут», две ЗРАК «Палаш», плюс один вертолет (Ка-32.) На борту «Мистраля» размещаются две навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG, зенитное вооружение в виде 2x2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета «Браунинг». Также там может разместиться авиагруппа из 16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолетов. То есть это корабли совершенно разных классов и – соответственно – возможностей, а цена их, тем не менее, сопоставима.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 6 июля состоялась предыдущая встреча российского президента с министром обороны, в ходе которой Дмитрий Медведев дал министру обороны всего три дня на то, чтобы разобраться с выполнением гособоронзаказа. «Разберитесь с ситуацией. Если информация о том, что гособоронзаказ сорван, – правда, нужны организационные выводы в отношении тех, кто отвечает за это, независимо от чинов и званий», – заявил он.
«Если ситуация иная, нужно разобраться с теми, кто сеет панику. Вы знаете, по закону военного времени как с паникерами поступали – расстреливали», – напомнил Медведев Сердюкову. «Вам разрешаю уволить», – смягчился президент.
Последнее предупреждение было озвучено в связи с тем, что сама встреча последовала за негативными заявлениями ряда лиц, задействованных в цепочке оборонзаказа. В частности, полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский заявил, что запаздывание с размещением гособоронзаказа вызвало социальную напряженность в трудовых коллективах оборонных предприятий. А генеральный конструктор Московского института теплотехники, разработчик ракеты «Булава» Юрий Соломонов прямо заявил, что гособоронзаказ на 2011 год уже сорван.
Буквально на следующий день Анатолий Сердюков выступил с публичным заявлением, в котором назвал критиков «паникерами», а заявление Соломонова вообще списал на личную обиду. «Я не очень понимаю комментарии Соломонова. Я подозреваю, что у него есть некая обида из-за того, что он был снят с должности генерального директора МИТ», – предположил министр обороны.
Сердюков признал, что выделение средств на закупку новейших вооружений идет неравномерно, но пояснил, что эта неравномерность согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Более того, в ближайшее время закупка новых вооружений будет идти не столь интенсивно, так как многим предприятиям ОПК предстоит реконструкция, им нужно подготовиться к масштабному серийному производству, к тому же будут построены новые заводы, например, для концерна ПВО «Алмаз-Антей».
«Мы к этому времени сформируем воинские части и, соответственно, начнем закупать для них вооружение», – заметил Сердюков. По его словам, при формировании графика финансирования госпрограммы вооружений «были достаточно серьезные споры», но промышленникам и Минобороны удалось прийти к компромиссу.