Общество

Владимир Носов

«Винт мог отлететь и пробить корпус»

11 июля 2011, 18:42

Фото: cruise-volna.ru

Президент Медведев предложил обязать собственников или провести капитальный ремонт старых судов или вообще вывести их из эксплуатации. «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно. Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями», – заявил он.

Владимир Носов видит три возможные причины трагедии (фото: nsawt.ru)

Эксперты соглашаются, что парк речных теплоходов сильно устарел и за ними требуется особый уход, от  которого собственники зачастую уклоняются. В чем заключается этот «уход» и почему не осуществляется должный контроль за состоянием судов, газете ВЗГЛЯД рассказал декан факультета управления на водном транспорте Новосибирской государственной академии водного транспорта Владимир Носов.

ВЗГЛЯД: Владимир Павлович, у вас есть предположения, что могло привести к гибели «Булгарии»?

Владимир Носов: Сегодня я встречался с руководителем Западно-Сибирского пароходства, и он сказал, что придерживается той же точки зрения, что и госкомиссия. А именно: возможная причина может заключаться в том, что у старых судов винт находится не в насадке внутри, а в свободном положении. И вот из-за старости винт мог просто отлететь и пробить корпус – там же крутящий момент очень большой. А у старых судов, которым свыше 15 лет, нет двойного днища и двойных бортов. И если такое произошло, то судно за две–три минуты полностью заполняется водой и идет ко дну.

Такая информация проходила в печати, и это подтвердил сотрудник пароходства.

Насколько справедлива эта версия, сейчас сказать трудно. Когда винт крутится в воде, вообще невозможно предугадать, в какую сторону он полетит, если оторвется, и какая может быть ударная сила. Потому что вода одновременно и тормозит, и направляет.

Есть и вторая, очень серьезная возможная причина, которая могла привести к катастрофе. Максимальная загрузка судна была превышена почти на 80 человек. Лишние несколько тонн нагрузки – это в пределах 15–20 см лишней осадки.

Могла иметь место и третья причина, о которой пока никто не говорит. При таком скоплении народа всем пассажирам достаточно было перейти на одну из сторон, и мог получиться крен. А летом люки, как правило, открыты и в машинном отделении, и в большинстве кают. И если произошел крен, вода заполняет судно мгновенно. И никто не успел бы перебежать на другую сторону, чтобы все исправить.

ВЗГЛЯД: Президент предложил обязать всех владельцев судов проводить капитальный ремонт. Если за ремонт станет отвечать судовладелец, это повлияет на безопасность, или лучше оставить это в ведении того, кто эксплуатирует судно?

В. П.: Для этого надо иметь средства. Учитывая, что средств не очень много, не каждый может себе провести капитальный ремонт.

Капитальный ремонт – это значит заменить винт, вал, на котором держится винт, заменить двигатель. Американцы через каждые 15–20 лет у морских и речных судов все это меняют. Наверняка на этом судне два–три двигателя менялось, потому что они больше пяти–семи навигаций при большой эксплуатации, как правило, не выдерживают. Вообще, 56 лет (как у «Булгарии») – сверхзапредельный возраст для судна.

ВЗГЛЯД: В России есть какие-то регламенты, которые регулируют замену двигателей и остальных компонентов судна?

В. П.: Разумеется, есть. И в авиации они есть. Но ведь и в авиации происходят аварии.

ВЗГЛЯД: То есть требования не всегда выполняются?

В. П.: Наверное, контроль несоответствующий, наверное, кто-то эксплуатирует «на авось».

ВЗГЛЯД: Вы могли бы сравнить состояние советского флота и российского по количеству кораблей и их техническому состоянию?

В. П.: Половину судов в предыдущие десятилетия продали на металлолом. Продавали все, кто что мог, – и хорошие суда, и средние, и плохие. Тогда акционерные общества давали возможность личным предприятиям, чтобы выжить, реализовать плавсредства. Какие суда были проданы – сказать может только Минтранс, который ведет учет. А что касается новых судов, то, к сожалению, в то время нового ничего не строилось, а от старого избавлялись. Их даже содержать невозможно было, потому что каждое судно нужно было охранять, а охраннику надо платить.

Новые суда речные предприятия только начинают строить. На новых судах делают двойные переборки. Сейчас на все суда, которые эксплуатируются от Красноярска до Норильска, устанавливают современное оборудование.

Текст: Анастасия Петрова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?