Прокуратура Тихоокеанского флота в четверг отреагировала на скандал, возникший вокруг командира атомной подводной лодки «Самара» Романа Щурия, видеоролик с бранной речью которого разошелся по Интернету.
По словам представителя военной прокуратуры, установлено, что в действиях капитана АПЛ имелись нарушения устава Вооруженных сил РФ и ведомственных документов. «Устав требует уважительно относиться друг к другу, к подчиненным, к равным по званию и старшим по званию», – напомнил Колбанов.
«Есть документы ведомственного характера, которые регламентируют служебные переговоры, в том числе по мобильной и иной связи. Проверка установила, что они также были нарушены», – добавил он.
Представитель прокуратуры отметил, что все причастные к этому инциденту уже привлечены к ответственности.
В то же время пресс-секретарь командующего ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов заявил РИА «Новости», что никаких кадровых решений в связи с инцидентом командованием флота принято не было. «Командование ТОФ не принимало решения об увольнении из Вооруженных сил России командира АПЛ «Самара» и представления в Москву о его увольнении не направляло», – заметил он.
Напомним, скандальное видео, ставшее поводом для межведомственной проверки, появилось еще в прошлом году. На записи человек, представившийся гвардии капитаном первого ранга Романом Щурием, звонит по телефону «Сергею Николаевичу» – замкомандира дивизии по воспитательной работе Сергею Бондаренко. Обращаясь к начальнику по имени и отчеству и на Вы, Щурий громко возмущается тем, что экипаж его корабля, считающийся одним из лучших, не поздравили с Днем ВМФ (отмечается в последнее воскресенье июля). Привести цитаты из речи офицера достаточно затруднительно, поскольку обсценная лексика в ней занимает больше объема, чем печатная. При этом сам офицер стоит спиной к камере. В кадре видно только лицо командира второго экипажа АПЛ гвардии капитана Виктора Чувашова.
Интернет-пользователи, посмотревшие ролик, разделились в предпочтениях: одни писали, что подобные манеры в армии и на флоте надо искоренять, другие поддерживали Щурия, заявляя, что только так со «штабными крысами» и надо разговаривать, третьи задавались вопросом, кто создал и опубликовал потенциально опасное для его героев видео.
Заместитель командира дивизии, которому Щурий громко и нецензурно высказывает свое возмущение, формально является старшим по должности по отношению к командиру корабля. По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, такое нарушение субординации, ставшее достоянием общественности, отчасти могло повлиять на решение провести проверку. «Таких роликов очень много, – заметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – К сожалению, ситуация распространенная, это один из вариантов управления в нашей армии. Мне он всегда, сколько я служил, был отвратителен, я всегда считал его признаком бескультурья и хамства. Я знал высших и старших офицеров, которые никогда не позволяли себе ни оскорблять подчиненных, ни, тем более, как говорит поговорка, «разговаривать матом». Будучи не раз в горячих точках и в штабах, наблюдая развитие многих драматических военных ситуаций, я видел людей, которые носили на плечах большие погоны, при этом своими выдержкой, хладнокровием и, я бы сказал, высокой армейской культурой заражали окружение и помогали найти выход из ситуации. Когда такие люди переходили на мат, обычно это свидетельствовало о том, что ситуация вышла из-под контроля».
Отметим, гвардии капитан первого ранга Роман Щурий и его экипаж действительно неоднократно признавались лучшими на ТОФ. В 2007 году АПЛ «Самара» посетил президент РФ Владимир Путин, который высоко оценил профессионализм экипажа и боевую готовность корабля.
«Есть такое понятие, как дисциплинарная практика, – отметил Владислав Шурыгин. – Если командир хороший, у него есть заслуги и его ценят, то из того большого арсенала взысканий, которые можно наложить на офицера, вполне можно подобрать адекватное, не доводя до увольнения. Но то, что в данном случае направлено представление на увольнение, для меня неудивительно. За последние годы из армии выгонялись блестящие офицеры, командующие, люди, которые действительно являлись полководцами и были ключевыми по важности для нашей армии. Их точно так же выбрасывали. Для наших Вооруженных сил ценность офицера как служебной единицы не имеет никакого значения при принятии решения уволить – не уволить. Все зависит от личных пристрастий высших командиров, которые хотят очистить под кого-то должность, или отчитаться о проведении сокращений, или изобразить проведение каких-то действий.
Если лучшего командира за этот, в общем, достаточно неприятный, но не фатальный поступок уволят, это будет говорить о том, в каком состоянии находится сегодняшняя кадровая система наших Вооруженных сил».
«Для них важно сейчас быстро отреагировать, отчитаться, что зло наказано, виновный уволен. А нужно его было увольнять или не нужно – этим никто не будет заниматься. Судьба сегодняшнего офицера для таких органов, как кадры, Минобороны, прокуратура, – вообще ничто», – заключил он.
По мнению главного редактора ведомственного журнала «Морской сборник» Сергея Ковалева, нарушения правил служебных переговоров, которые установила прокуратура, в данном случае являются лишь формальным поводом. «Внутри корабля аппарат все равно работать не может, а на поверхности ничего секретного нет. Надо было за что-то зацепиться, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – А вполне возможно, это была какая-то «подстава». Вместе с тем он отметил, что не приветствует такие «методы». «Ты все-таки командир, надо себя уважать», – заключил Ковалев.