В среду в Петербурге состоялась пресс-конференция под названием «Бунтующее Солнце», посвященная магнитным бурям и съезду специалистов по этим вопросам.
Активность Солнца была всегда, сколько человек существует на Земле, и ничего кардинально не изменилось
Дело в том, что с 4-го по 18 июля Петербург примет участников XVIII Международной конференции JENAM-2011 «Европейская неделя астрономии и космических исследований». И впервые солнечные исследования будут включены в программу встречи и будут активно обсуждаться ведущими учеными.
Надо сказать, что у специалистов в мире нет четкого мнения о том, как будет вести себя наша звезда. Одни считают, что Солнце может потухнуть раньше, чем считалось до сих пор. Другие – что через 7,6 млрд лет Земля будет поглощена Солнцем. Третьи предсказывают скорое возвращение «малого ледникового периода». По их мнению, в следующие 20–30 лет вероятно резкое снижение солнечной активности. Подобное явление в последний раз наблюдалось в 1645–1715 годах и получило название «малого ледникового периода» в Европе, сообщили астрономы-геофизики на конференции в университете Нью-Мексико (США).
О том, чего же нам ждать от Солнца и насколько на самом деле опасны магнитные бури, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать заведующего лабораторией физики Солнца Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО РАН) доктора физико-математических наук Александра Соловьева.
ВЗГЛЯД: Александр Анатольевич, расскажите вкратце о природе солнечных магнитных бурь. Что происходит в этот момент на нашей звезде?
Заведующий лабораторией физики Солнца Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО РАН) доктор физико-математических наук Александр Соловьев |
Александр Соловьев: Магнитное поле на Солнце не похоже на то поле, что есть у нас на планете. Текущая плазма его сжимает, растягивает, скручивает. И поле становится очень сложным по своей структуре. В нем возникают очень сильные электрические токи. И когда они превышают некий предел, происходит взрыв. А потом энергия магнитного поля Солнца переходит в другие виды энергии, превращается в тепловую энергию, энергию ускоренных частиц и т. д.
ВЗГЛЯД: Давайте поговорим о магнитных бурях. Сейчас многие любят об этом поговорить, об очередных периодах солнечной активности регулярно сообщают СМИ, кто-то, наверное, даже корректирует свою деятельность из-за этого. Почему это происходит? Их стало больше, они стали происходить чаще?
А. С.: Совсем нет. Как раз наоборот. XX век, например, был веком повышенной солнечной активности. Тогда действительно было зафиксировано много мощных выбросов энергии. Скажем, 57-й год был аномальным в этом смысле, было очень много выбросов, вспышек и т. д. Просто людям тогда как-то не до того было, не обращали внимания. А вот если бы сообщали об этом так же часто, как сейчас, то наверняка было бы гораздо больше «пострадавших» от солнечной активности.
Я думаю, эта проблема скорее психологического свойства. Люди иногда, начитавшись информации о магнитных бурях, внушают себе, что с ними что-то не так, ждут их с замиранием сердца. Я все понимаю. Но как ученый могу сказать, что на Солнце происходят совершенно обычные вещи, стандартная повторяющаяся ситуация.
ВЗГЛЯД: Но не только СМИ пишут об этих угрозах, но и некоторые ученые...
А. С.: Да, не только СМИ. В американском космическом агентстве NASA даже есть такие ребята, которые любят выдавать на публику какие-то страшные вещи, говорить о том, что в следующем году будет какая-то сумасшедшая активность Солнца, вспышки которого чуть ли не сотрут все живое с лица Земли.
Но это же бред собачий. Активность Солнца была всегда, сколько человек существует на Земле, и ничего кардинально не изменилось. Могу сказать, что, по нашим оценкам, следующий цикл солнечной активности, который скоро начинается, будет даже слабее предыдущего, слабее, чем в прошлом веке.ВЗГЛЯД: Давайте остановимся на влиянии магнитных бурь на здоровье. Как вы уже сказали, люди часто сами создают панические настроения. Но ведь эти бури действительно влияют на нас? Как вы оцениваете силу этого воздействия? И кто в группе риска?
А. С.: Подавляющая масса людей более-менее здоровых последствия этих вспышек не ощущают. Ощутить их могут, например, пожилые люди с какими-то заболеваниями. Если взять человека моего возраста, а у нас много всяких болячек, реакция может быть более острая. А если взять людей, которые находятся между жизнью и смертью, то, наверное, сила этого эффекта будет еще больше. Но для такого человека любое даже самое слабое воздействие чего-либо может сыграть свою роковую роль. При этом к тому же итогу может привести множество других обстоятельств. На людей сильнее действует, например, погода, изменение температуры, чем какие-то глобальные космические явления.
Однако в целом, если поднять статистику в отношении больших групп людей, то, действительно, после вспышек на Солнце наблюдается некоторое увеличение числа катастроф. Эти эффекты еще нужно внимательно исследовать. В основном от негативного воздействия Солнца нас очень надежно защищает атмосфера Земли.
ВЗГЛЯД: То есть катастроф не ждать?
А. С.: Не ждать. Есть один сумасшедший астрофизик, который уверяет, что активность Солнца за последний год возросла в два раза. Ерунда полная. Если бы было, как он говорит, поток частиц оттуда был бы сумасшедшим. Но ничего подобного нет, температура держится примерно на том же уровне. Звезды, а Солнце – это тоже звезда, сотни тысяч подобных звезд преспокойно живут, и ничего.
ВЗГЛЯД: Сколько уже лет ученые внимательно изучают Солнце?
А. С.: Около 400 лет, если считать от Галилея.
ВЗГЛЯД: Какие научные прорывы в этом направлении были сделаны за последние годы?
А. С.: Человечество вышло в космос, и мы стали видеть Солнце не только с Земли, но и с космических аппаратов. И сейчас мы имеем огромное количество данных, которых не имели раньше. А главный итог работы ученых последнего времени – мы убедились в том, что стандартная модель Солнца, которая была построена около 50 лет назад, сохранилась. То есть все наши представления о нем, за исключением каких-то незначительных коррективов, были верными. Астрофизика получила мощный фундамент. И теперь, основываясь на данных о Солнце, мы строим наши заключения не только о нем, но и о других звездах.
ВЗГЛЯД: Сколько лет нашей звезде? И сколько, по вашим прогнозам, она еще проживет?
А. С.: Солнцу 5 млрд лет, проживет еще столько же.
ВЗГЛЯД: Когда ожидаются какие-то крупные небесные явления, связанные с Солнцем, которые вы бы рекомендовали понаблюдать?
А. С.: Боюсь, что в ближайшие лет 20–30 ничего интересного у нас, на территории России, не ожидается. Такого, чтобы прямо все бросить и специально поехать посмотреть. В Тихом океане будут, на островах экзотических будут. А нам не повезло в этом смысле.
Что касается прогнозов, мы ожидаем, что в 2012–2013 годах будет максимум солнечной активности. То есть пятен, вспышек, протуберанцев будет больше. Но никакой катастрофы не ждите. В целом, как я уже говорил, уровень солнечной активности будет ниже, чем в предыдущем 20-летнем цикле.