Переаттестация сотрудников МВД, которую планировали завершить к 1 июня, продлена до начала зимы, передает во вторник «Интерфакс» со ссылкой на «знакомый с ходом реформы источник».
Сотрудник правоохранительных органов, нарушающий законодательство, не может работать в полиции
По данным агентства, в настоящий момент аттестационные комиссии не справляются с большим количеством кандидатов, проходящих через них, из-за того, что «подход к отбору тех, кто претендует на должности в полиции, изначально был очень тщательным».
Еще один источник в правоохранительных органах сообщил агентству, что переаттестация столичных полицейских может занять многие месяцы из-за кадрового дефицита специалистов-полиграфологов.
Впрочем, в МВД информацию о переносе сроков аттестации своих сотрудников не подтверждают.
Елена Лукьянова считает, что срок проведения – не главный показатель при переаттестации милиционеров (фото: ИТАР-ТАСС) |
О своем взгляде на переаттестацию и ход реформы МВД в интервью газете ВЗГЛЯД рассказала член Общественной палаты, профессор МГУ Елена Лукьянова.
ВЗГЛЯД: Елена Анатольевна, насколько неожиданна для вас информация о продлении аттестации милиционеров до первого декабря? Почему?
Елена Лукьянова: Эта информация абсолютно ожидаемая. Потому что все думали, что аттестация – это будет легко и просто: придем, переподпишем бумаги – и все. На мой взгляд, переаттестацию нужно вести очень длинную и очень подробную. И каждого сотрудника МВД очень тщательно допрашивать не только на предмет его «подвигов», совершенных в бытность работы милиционером, но и на предмет знания законодательства. Естественно, это потребует много времени. Но лучше на это потратить много времени и получить хороший кадр и убрать тех, которые никуда не годятся, чем быстро рапортовать о проделанной работе.
ВЗГЛЯД: То есть сам факт того, что аттестация затягивается до 1 декабря, не следует воспринимать с беспокойством?
Е.Л.: Я думаю, что аттестация не закончится и к 1 декабря. Генералов и старших офицеров, может быть, и можно переаттестовать. Их очень много. Подходить к этому с формальной точки зрения – значит не делать ничего. Не делать ничего – значить усилить напряженность в обществе. Потому что терпеть все это уже невозможно давно. А если всерьез проводить аттестацию, то она займет длительное время. У меня еще очень много вопросов к этой аттестации.
ВЗГЛЯД: Какие?
Е.Л.: Кем она проводится? Насколько профессионально она проводится? Кто оценивает знания? Я много раз говорила, что, на мой взгляд, большинство сотрудников МВД сегодня не в состоянии элементарно сдать экзамен на знание Конституции – только на тоненькую книжечку.
ВЗГЛЯД: Есть ли у вас информация, какая часть милиционеров уже прошла аттестацию?
Е.Л.: Насколько мне известно, сейчас переаттестовывается только генералитет. Даже до старших офицеров еще всерьез не добрались.
ВЗГЛЯД: Что можно сделать, чтобы ускорить переаттестацию?
Е.Л.: Не надо ее ускорять, не надо. Это большая наша общественная реформа. Она должна идти тщательно и продуманно. Не надо ее делать быстро.
ВЗГЛЯД: Почему так плохо рассчитаны сроки и технические возможности при проведении аттестации?
Е.Л.: Можно предположить, что сотрудники МВД думали, что для них все пройдет легко и просто, я уже говорила об этом. Поэтому так и рассчитали. Нет, не пройдет.
ВЗГЛЯД: По данным новостных агентств, одна из причин переноса сроков аттестации состоит в том, что не хватает специалистов, способных работать на полиграфе. Стоит ли набрать больше таких сотрудников?
Е.Л.: Наверное, их надо подготовить. Обычно как бывает? Если есть нехватка каких-то кадров, то учебному заведению, которое готовит таких специалистов, дается разнарядка подготовить кадры. Полиграф – это не что-то такое особенное, это небольшие курсы повышения квалификации. Грамотного специалиста, я думаю, можно подготовить в течение месяца, возможно даже быстрее. Но это должен быть юрист, потому что он должен знать УПК (Уголовно-процессуальный кодекс – прим. ВЗГЛЯД), Конституцию и массу других законов.
ВЗГЛЯД: Как, на ваш взгляд, должна проходить аттестация?
Е.Л.: Мне трудно сказать, как и по каким принципам она проводится сейчас. Я думаю, что она должна быть всесторонней. То есть к моменту начала аттестации некая комиссия должна иметь данные о каждом сотруднике. Я имею в виду не только личное дело, но и то, что о нем пишут в СМИ, Интернете. Появлялся ли где-либо такой фигурант, нарушающий права человека.
А далее – это профессиональный отбор: как он знает свою работу – раз, как он знает законодательство – два, как он относится к правоприменению – три, считает ли он возможным что-либо нарушать во имя даже самых благих целей – четыре. Последнее особенно важно. Сотрудники правоохранительных органов, нарушающие законодательство, например, не возбуждающие вовремя уголовное дело, не могут работать в полиции. И не надо при невозбуждении дела ссылаться на то, что не хватает кадров. Не хватает – значит возбуждайте и говорите, что у нас нет людей, чтобы раскрывать это дело.