Минюст намерен запретить сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) отвечать в устной форме на письменные обращения заключенных. Нововведение содержится в проекте приказа ведомства Александра Коновалова, размещенного в конце минувшей недели на сайте министерства.
#{smallinfographicleft=427277} Решение о том, что норма об устных ответах на обращения заключенных незаконна, 19 октября принял Верховный суд России – по жалобе одного из граждан, утверждавшего, что данное правило нарушает его конституционные права.
Директор ФСИН в 1992–2009 годах, член Совета Федерации от парламента Пензенской области Юрий Калинин пояснил газете ВЗГЛЯД, что ранее тюремные администрации могли отвечать даже на письменное обращение в устной форме, хотя на практике такое случалось редко. Теперь этого делать нельзя.
«Если устный ответ удовлетворял человека, то письменного уже не требовалось. Если жалоба была, например, в адрес администрации колонии, то она составлялась в письменном виде. И ответ на нее тоже был письменный», – рассказал он, отметив, что в некоторых случаях этого не требуется.
По словам Калинина, письменный ответ позволяет заключенному обращаться в вышестоящие инстанции, если ответ его не удовлетворил. «Полученный ответ является подтверждением той или иной позиции администрации. Можно оценивать, насколько она правильна или нет. Это в какой-то степени поможет защите прав заключенных», – сказал он.
«Пицца в камеру!»
Одновременно в понедельник ФСИН обнародовала новые правила внутреннего распорядка СИЗО, ранее утвержденные другим приказом Минюста еще в конце декабря.
Этот вариант правил все еще гласит, что администрация СИЗО должна принимать жалобы, заявления и предложения от подозреваемых и обвиняемых как в письменной, так и в устной форме. Ответы на устные заявления объявляются в течение суток, а на письменные жалобы в адрес администрации – в течение десяти суток.
Однако примечательно, что согласно этому уже вступившему в силу документу, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторах, могут «при наличии соответствующих условий» заказывать себе блюда из пунктов общественного питания. Таким образом, арестанты, к примеру, могут заказывать себе прямо в камеру пиццу.
По словам Калинина, доставка еды из общепита вряд ли превратится в дополнительный канал «нелегальных передач» с воли. «Существует специальная служба досмотра, – заметил бывший директор ФСИН. – С этим проблем не возникнет. Другое дело, что у заключенных нет денег, чтобы оплачивать еду из ресторанов. Обычно это приурочивали только к праздникам».
Новый вариант правил вновь запрещает заключенным делать татуировки. «Что касается тату, то фактически они были запрещены всегда. Все татуировки заключенные делали на свободе», – напомнил Калинин.
В списке платных услуг, предоставляемых контингенту СИЗО, отныне также значатся модельная стрижка и укладка волос на голове, бритье, услуги нотариуса, снятие копий с документов, ремонт обуви, отдельные виды лечения и протезирования зубов и некоторые другие медицинские услуги.
В правилах говорится, что подозреваемым, обвиняемым или осужденным в изоляторе должны предоставлять возможность спать в течение восьми часов без перерыва. Ориентировочно это с 22.00 до 6.00, впрочем, этот период может варьироваться в различных изоляторах на территории страны в зависимости от часового пояса и других условий. Напомним, что, согласно прежним правилам, действовавшим с 1995 года, сон заключенным полагался в несколько иное время – с 21.00 до 5.00.
Уделяется внимание и безопасности тех, кто попадает в СИЗО. Сразу после доставки вновь прибывших будут осматривать врачи на предмет наличия или отсутствия у них телесных повреждений. Если во время нахождения в изоляторе человек получит травмы, он сможет доказать, что раньше их не было.
Во время свиданий в СИЗО запрещено проносить и использовать сотовые телефоны, компьютеры, кино-, фото-, аудио-, видео- и прочую аппаратуру.
Со своим адвокатом подозреваемые и обвиняемые могут встречаться наедине, без разделительной перегородки и без ограничения количества и продолжительности. Свидания с родственниками могут проводиться лишь под контролем сотрудников СИЗО и через перегородку, а переговоры могут прослушиваться.
Правила также устанавливают, что сотрудникам СИЗО следует обращаться к подопечным на «вы», называть их «гражданин» или «гражданка» и далее по фамилии либо «подозреваемый», «обвиняемый» или «осужденный» соответственно. В свою очередь контингент изолятора также обязан обращаться к сотрудникам СИЗО на «вы» и называть их «гражданин» или «гражданка».