Впервые под протокол
Когда предстоит сидеть в тюрьме много лет, наверное, возникают всякие идеи
В материалах следствия по делу об убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой впервые появилось свидетельство, в котором называется имя заказчика. Как сообщает «Фонтанка.ру» со ссылкой на свои источники, Юрий Колчин, отбывающий 20-летний срок за участие в этом преступлении, в конце февраля заявил под протокол, что приказ убить политика ему отдал экс-депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Глущенко, который сейчас находится в СИЗО по обвинению в другом преступлении.
При этом источник отметил, что показания Колчина, указавшего на Глущенко, к сожалению, «слишком короткие и векторные».
Напомним, имя Михаила Глущенко неоднократно упоминалось на процессе по делу об убийстве Старовойтовой, завершившемся в 2005 году. Однако тот же Колчин ранее заявлял, что исключает его причастность к заказу, хотя не отрицает факт знакомства с ним.
Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сестра Галины Старовойтовой Ольга Васильевна, о признании, которое якобы сделал Колчин, она узнала из СМИ. «Могу сказать только, что гражданин Колчин в течение судебного процесса, когда я могла за ним наблюдать, производил очень странное впечатление. В последнем слове на суде он нам рассказывал, например, содержание фильма Эйзенштейна «Александр Невский». При этом я не исключаю, что это у него роль какая-то была, и он ее придерживался. Так что его показаниям мне трудно пока поверить, для этого должны быть серьезные доказательства. Мало ли, что я скажу, – что Старовойтову убил Иванов, Петров или Сидоров. И что? Нужны доказательства. А вообще, судя по материалам дела, Колчин и Глущенко действительно были тесно связаны. Но это еще ни о чем не говорит. Так что, не знаю, будем ждать дальнейшего развития событий», – сказала она.
По мнению Ольги Старовойтовой, признания Колчина также могут быть связаны с тем, что ему просто не хочется провести 20 лет в заключении. Он, вероятно, рассчитывает на сделку со следствием.
«Когда предстоит сидеть в тюрьме много лет, наверное, возникают всякие идеи, – отметила она. – В прошлом году, если вы помните, тот же Колчин сказал, что будто бы он знает, кто заказал Влада Листьева... Представьте 1995-й год. Где был Колчин тогда? В брянских лесах. И где был Листьев? И чтобы при Колчине делали такой громкий заказ? Даже на уровне здравого смысла я не могу в это поверить».
Старовойтова также призналась, что работу следователей по делу об убийстве сестры оценивает высоко: «Следователи не опускают рук, как видите, уже тринадцатый год, и я их оцениваю как профессионалов. И то, что периодически появляются такие сообщения, как сегодня, говорит о том, что в деле есть какое-то движение. А значит, надежда остается. Дело об убийстве Галины Васильевны не имеет сроков давности», – резюмировала Ольга Старовойтова.
«Человек с сумеречным сознанием»
Руслан Линьков, который был помощником Галины Старовойтовой и получил ранение во время покушения на нее, рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что фамилия Глущенко ему хорошо знакома.
«Может быть, для кого-то это и является большой новостью. Но для следствия и тех, кто участвовал в двух судах, в ходе которых часть организаторов убийства Старовойтовой получили длительные сроки, эта фамилия не нова. Она звучала в процессе неоднократно. И мы как потерпевшие очень часто задавали вопрос: почему этот персонаж не находится на скамье подсудимых? Он в тот момент, насколько я помню, был где-то в зарубежных отлучках. Что я могу сказать? Если есть доказательства его вины, он должен быть привлечен к ответственности и получить тот срок, который полагается», – отметил Руслан Линьков.
При этом бывший помощник Старовойтовой так же, как и ее сестра, признался, что показаниям Юрия Колчина доверять сложно. Линьков охарактеризовал его как человека с «сумеречным сознанием», который пытался «творчески подходить к процессу дачи показаний»: «Что касается его показаний в суде, он сначала все отрицал, потом частично в том же суде стал говорить, что да, участвовал, но не он был организатором, другие люди это сделали. То есть он постоянно меняет свои показания. И на каком этапе сейчас его сознание находится, мне трудно сказать», – признался Линьков.
По его мнению, Глущенко не был главным заказчиком убийства Старовойтовой: «Я думаю, что это не конечное звено. И хотелось бы, услышав первую букву алфавита, услышать и его завершение, фамилии других людей, которые причастны к этому делу», – резюмировал бывший помощник Галины Старовойтовой.
Миша Хохол
В связи с убийством Галины Старовойтовой фамилию Глущенко СМИ и эксперты называли неоднократно (Фото: rospres.com) |
О том, что заказчиком преступления мог быть Михаил Глущенко, СМИ писали неоднократно, но никаких официальных свидетельств в пользу этой версии до сих пор не было. Руслан Линьков заявлял ранее, что «некоторые из обвиненных в убийстве депутата на суде показывали, что основной базой для них был офис депутата Госдумы от партии ЛДПР Глущенко». «Без его ведома, конечно, не могли проходить приготовления, храниться незарегистрированное оружие, проводиться идеологические накрутки», – отмечал он.
По данным СМИ, Михаил Глущенко (Миша Хохол) принадлежал к «тамбовской» преступной группировке и входил в ближайшее окружение так называемого ночного губернатора Петербурга Владимира Барсукова (Кумарина), приговоренного в 2009 году к 14 годам за рейдерские захваты собственности.
В 1996 году Глущенко, имевший к тому времени судимость за изнасилование, стал депутатом Госдумы и пробыл народным избранником до 1999 года.
В июне 2009-го был арестован. Глущенко инкриминируется организация убийства трех российских граждан на Кипре, в том числе бывшего компаньона, экс-депутата Госдумы от ЛДПР Вячеслава Шевченко, в 2004 году. Вместе с Шевченко тогда были убиты бизнесмен Юрий Зорин и переводчица Виктория Третьякова. Глущенко также обвиняется в вымогательстве у братьев-предпринимателей Шевченко в период с декабря 2003-го по февраль 2004 года денег и имущества на сумму 10 млн долларов.
В конце февраля этого года, по неофициальным данным, Глущенко сообщил следствию об обстоятельствах убийства главы Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) Павла Капыша летом 1999 года и попросил заключить с ним досудебное соглашение по этому делу. По данным газеты «Коммерсантъ», Глущенко рассказал, что к убийству якобы причастен Владимир Барсуков. Кроме того, Глущенко якобы признал соучастие в покушении на Виктора Гавриленкова в отеле «Невский палас» в 1996 году.
«Фонтанка.ру» отмечает, что Колчин и Глущенко были хорошо знакомы с конца 1980-х. Тогда Глущенко помогал Кумарину организовать игру в наперстки. В августе 1989-го, когда во время этой игры был задержан Колчин, Глущенко оказался рядом. В январе 1991 года, когда Колчин был арестован за ношение пистолета ТТ и гранаты РГД-5, Глущенко находился в его автомашине (Колчин был также осужден за хранение огнестрельного оружия и сопротивление сотрудникам ГУВД). Кроме того, они оба имели отношение к охранному предприятию «Конкорд».
По данным издания, с осени 2010 года все окружение Владимира Кумарина (Барсукова) начало сотрудничать со следствием. Вячеслав Дроков, Андрей Рыбкин, Александр Баскаков, Альберт Старостин сообщили следователям о том, что они все же имеют отношение к убийству Владислава Листьева, Павла Капыша и ряду других убийств, заявив, что приказы совершить эти преступления им отдавал Кумарин.
Напомним, Галина Старовойтова была убита 20 ноября 1998 года в подъезде своего дома на набережной канала Грибоедова в Петербурге.
По подозрению в причастности к этому преступлению были задержаны восемь человек. Прошло несколько судов. В июне 2005 года Петербургский городской суд приговорил обвиняемых Юрия Колчина к 20 годам, а Виталия Акиньшина – к 23,5 годам, двоих фигурантов суд оправдал, еще двоих освободил в связи с истечением срока давности по преступлению. В сентябре 2006 года еще двое обвиняемых получили 11 и два года тюрьмы.