«Только за первые два месяца в войсках зарегистрировано свыше 500 насильственных преступлений, в результате которых более 20 военнослужащих получили тяжкие увечья и двое погибли», – приводит ИТАР-ТАСС заявление главного военного прокурора России Сергея Фридинского, сделанное на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Вооруженных силах РФ.
Мы полагали, что сокращение срока службы даст результат, военнослужащие перестанут делиться на «молодых» и «старых». Но этого не произошло
Фридинский также сообщил, что резко возросло число случаев неуставных отношений (дедовщины) среди солдат-срочников: «Каждое четвертое правонарушение сегодня связано с противоправными действиями в отношении сослуживцев. Во многом именно неуставные взаимоотношения в воинских коллективах являются причиной многочисленных уклонений от военной службы военнослужащими по призыву и даже самоубийств», – заявил он.
Число подобных преступлений возросло практически во всех войсках и воинских формированиях, однако, по оценке Фридинского, наиболее неблагополучная обстановка сложилась в соединениях и воинских частях Центрального военного округа, где зарегистрирован почти двукратный рост неуставных правонарушений, а также Восточного и Западного военных округов, отдельных подразделений пограничных органов и Внутренних войск МВД России. «В совокупности с насильственными оно (число преступлений, связанных с неуставными отношениями – прим. ВЗГЛЯД) составляет уже почти половину всех правонарушений», – констатировал главный военный прокурор.
Он отметил, что рост насильственных преступлений не был неожиданным: «Полтора года в войсках последовательно увеличивается количество насильственных преступлений», – посетовал Фридинский. «Только в минувшем году их количество возросло более чем на 16%. От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие», – цитирует его «Интерфакс».
Отметим, что негативную тенденцию роста числа насильственных преступлений в армии Сергей Фридинский действительно обозначал еще месяц назад, когда подводил итоги прошедшего года. Он сообщил, что в целом за этот период в войсках и воинских формированиях более чем на 17% сократилось число зарегистрированных преступлений. Однако главный военный прокурор выразил обеспокоенность ростом в войсках насильственных преступлений, в том числе повлекших гибель и тяжкие увечья военнослужащих. «Прокурорская практика подтверждает, что это связано, в первую очередь, не с сокращением срока службы, а с увеличением более чем вдвое призывного контингента, серьезными упущениями в работе отдельных командиров», – говорилось в итоговом сообщении ГВП.
Главный военный прокурор тогда отметил, что изменились мотивы и характер таких правонарушений: «Дурные привычки и порядки «улицы» с каждым новым призывом приходят в воинские коллективы. Все чаще у сослуживцев вымогают деньги, отбирают у них мобильные телефоны, что нередко сопровождается физическим насилием. Негативно влияют на дисциплину попытки отдельных деструктивных сил спровоцировать среди военнослужащих конфликты, в том числе на этнической почве». Подчеркнув, что в войсках, как и в обществе в целом, также существуют проблемы, связанные с ксенофобией и религиозной нетерпимостью, Сергей Фридинский указал на необходимость принятия действенных мер по предупреждению националистических и иных экстремистских проявлений в армейской среде.
В пятницу Фридинский подтвердил, что его объяснение происходящего не изменилось: основные причины – это увеличение количества призывников и недоработки командования. «Мы предполагали, что сокращение срока службы до одного года даст результат, военнослужащие перестанут делиться на «молодых» и «старых». Но этого не произошло», – сказал главный военный прокурор. «Градация на сильных и слабых по-прежнему осталась», – объяснил глава надзорного ведомства. Изменилась и мотивация преступлений. «В минувшем году каждое десятое насильственное преступление среди военнослужащих по призыву совершено из корыстных побуждений, а количество таких посягательств, связанных с вымогательством денег и другого имущества у сослуживцев, увеличилось почти в полтора раза», – указал Фридинский. К тому же насильственные преступления все чаще совершаются на национальной почве. «Изменение подходов к комплектованию при попустительстве отдельных командиров приводит к тому, что военнослужащие различных этнических групп или землячеств пытаются навязать свои порядки в воинских коллективах», – отметил прокурор.
Отдельно представитель ГВП остановился на скрытых командирами преступлениях. Его подчиненные только с начала года выявили более 20 таких случаев. «Только в текущем году военными прокурорами выявлено 23 скрытых преступления, из которых треть – насильственные, каждое четвертое – тяжкое», – рассказал Фридинский.
Также военные прокуроры обеспокоены увеличением насильственных преступлений в армии в отношении подчиненных со стороны командиров. «При возросшей служебной нагрузке командиров они все чаще применяют рукоприкладство, – возмутился Фридинский, уточнив, что только в прошедшем году количество подобных преступлений возросло на треть. – За данные преступления к лишению свободы только командиров рот осуждено свыше 50».
Данные военной прокуратуры подтверждают и судебные органы. Так, 15 февраля председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что в 2010 году значительно снизилось количество рассмотренных военными судами уголовных дел так называемых уклонистов, в то время как количество уголовных дел, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими без их подчиненности, стало больше на треть.
Координатор общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко* по этому поводу заявил газете ВЗГЛЯД, что насилия в казармах не просто стало больше, но оно еще и приобрело новые формы. «Сейчас мы фиксируем, что такая форма дедовщины, как диктат и принуждение новобранцев старослужащими, фактически развалилась. Но сам уровень насилия вырос, просто оно сейчас приобрело другие формы, – пояснил он. – Где-то национальные меньшинства объединяются и диктуют свою волю, причем не только северокавказские, бывают и другие. Где-то просто чистый криминал: создают систему вымогательства, и те, кто могут заплатить, более или менее нормально живут, а над остальными начинают издеваться, притеснять и т. д. Где-то, где офицеры следят за порядком, таких явлений нет. В некоторых случаях сохраняется старая система: те, кто полгода отслужил, считаются дедами. Но чаще всего происходит именно вымогательство», – заключил эксперт.
Сергей Фридинский полагает, что в такой ситуации особенно важно уделять внимание «вопросам недопущения укрывательства командованием преступлений и правонарушений в воинских коллективах, обеспечения надзорными средствами боеготовности войск и воинских формирований». «Неотложных мер требует и предупреждение суицидальных происшествий в армейской среде», – подчеркнул Фридинский.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом