Следственный комитет при МВД РФ возбудил в отношении бывшего начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева уголовное дело, сообщила «Интерфаксу» официальный представитель ведомства Ирина Дудукина.
В результате ГУП «Московский метрополитен» и правительству Москвы причинен ущерб на сумму свыше 112 млн рублей
Дело заведено по ст. 201 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
Экс-начальник столичного метрополитена подозревается в получении незаконного патента на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных на транспорте, с помощью которого он получил свыше 100 млн рублей, сообщила РИА «Новости» представитель СК при МВД Ирина Дудукина.
«В1997 году ГУП «Московский метрополитен» в соответствии с заключенными договорами получил оборудование и внедрил автоматизированные системы оплаты проезда на московском метрополитене с применением магнитных билетов. Участвуя в реализации договоров в качестве руководителя предприятия, Гаев для извлечения личной выгоды 16 января 1998 года направил заявку, а затем получил патент на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных на транспорте», – сказала Дудукина.
По ее словам, в дальнейшем Гаев, пользуясь служебным положением, заключил лицензионный договор на использование системы и с 1999-го по 2010 год получил от предприятия 112 млн рублей в качестве вознаграждения.
По информации Генпрокуратуры, вопреки интересам возглавляемого им предприятия Гаев создал систему личного обогащения.
На данный момент Гаев находится в подмосковной клинике, где проходит курс реабилитационного лечения. Адвокат экс-начальника метро Рубен Маркарьян рассказал, что «Гаеву пока официально о возбуждении в отношении него уголовного дела не сообщалось, как и в случае с проверкой Генпрокуратуры». «О результатах и решениях должностных лиц мой клиент узнает из СМИ, куда об этом сообщается сразу же», – сказал Маркарьян.
По его словам, защита и сам бывший чиновник пока не располагают информацией ни о номере дела, ни о фамилии следователя, принявшего решение о его возбуждении.
Гаев подтвердил, что ничего о возбуждении дела не знает. «Я узнал об этом (возбуждении дела) от вас (корреспондента агентства). Этот вопрос я не комментирую», – отрезал бывший начальник московского метро.
Напомним, материалы проверки в отношении Гаева для решения вопроса об уголовном преследовании были направлены Генпрокуратурой РФ в СК МВД России 18 февраля. Тогда сообщили, что после рассмотрения документов встал вопрос о возбуждении дела. Видимо, выявленные прокурорами нарушения заинтересовали следователей.
В пришедших в СК МВД документах содержалась информация, что «Гаев, являясь начальником ГУП «Московский метрополитен», в нарушение федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» исполнял обязанности недобросовестно. Так, вопреки интересам унитарного предприятия и используя свое служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации. В результате указанных действий ГУП «Московский метрополитен» и его собственнику – правительству г. Москвы – причинен ущерб на сумму свыше 112 млн рублей».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Гаев был уволен по собственной инициативе распоряжением правительства Москвы от 7 февраля. Но о его отставке начали говорить еще раньше, когда в ноябре прошлого года новый мэр Москвы Сергей Собянин обрушился с критикой на Гаева за медленные темпы строительства и ворох нерешенных задач. Тогда же он предложил Счетной палате проверить одну из самых закрытых столичных организаций, «чтобы не было скучно работать».
В том же месяце деятельность Гаева раскритиковала Генпрокуратура, которая выявила грубейшие нарушения в работе столичной подземки.
В частности, выяснилось, что Дмитрий Гаев создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия.
Первые «авторские» отчисления Гаев получил уже в 1999 году – 12 млн рублей. В последующие годы отчисления были уже по 10 млн рублей. К примеру, Гаев значится автором (в соавторстве) и правообладателем «автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных», «автомата для продажи проездных документов», «системы видеонаблюдения и передачи телеметрии поездов метро» и еще десяти «ноу-хау».
Кроме того, проверка показала: предприятие до сих пор не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена. 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, договоры аренды не зарегистрированы.
Московский метрополитен также использует станции метрополитена, являющиеся объектами культурного наследия, при этом у него отсутствует охранное обязательство.
Выявлены многочисленные нарушения в обеспечении безопасности пассажиров. По статистике надзорного ведомства, за последние два года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008 году были травмированы 1742 пассажира, в 2009 году – 1951, то за 11 месяцев 2010 года цифра выросла до 2075. Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 году было допущено 149 подобных случаев, в 2009 году – 150, в 2010 году – 162.
Это были далеко не все претензии, адресованные Генпрокуратурой начальнику метро. Одна из основных заключалась в том, что руководство метро заключало договоры, негативно влияющие на стоимость проезда. В связи со всеми перечисленными нарушениями Генпрокуратура направила отчет мэру Москвы, потребовав уволить Дмитрия Гаева. Более того, прокуратура поставила вопрос о взыскании убытков, причиненных предприятию.
Гаев возглавлял ФГУП «Московский метрополитен» с 1995 года.