Министр образования Андрей Фурсенко не исключил, что разработанные Российской академией образования стандарты обучения старшеклассников, вызвавшие большую общественную критику, могут быть пересмотрены.
Доработанный вариант образовательных стандартов будет вывешен на сайте министерства 15 февраля
По словам министра, выступившего в среду на правительственном часе в Госдуме, в каждом списке обязательных предметов для учеников последних классов школ будет как минимум 10–11 предметов, а не 3–4, как предложено сейчас. «Обязательный набор» еще может быть пересмотрен, тем более что на новую систему обучения школы перейдут только к 2020 году», – отметил министр.
Обсуждение нового закона «Об образовании» и предлагаемых стандартов обучения для учеников 10–11-х классов вызвало оживленную дискуссию не только в Госдуме, но и за ее стенами. Коммунисты за час до прихода Андрея Фурсенко в Госдуму устроили мини-пикет у входа в Министерство образования, на котором объясняли прохожим суть предлагаемой образовательной реформы. Их опасения о том, что все нововведения министерства приведут к падению грамотности школьников, Андрей Фурсенко попытался развеять уже с парламентской трибуны.
«В новых стандартах образования для старшеклассников математика присутствует в списке обязательных предметов, однако предусмотрены разные уровни ее преподавания. Если вы внимательно читали стандарты, то вы видели, что обязательных предметов не 3–4, а 10–11. Речь идет лишь о преподавании математики на разных уровнях», – указывал министр, обращаясь к депутатам от КПРФ.
Так, по словам министра, физкультура, «Россия в мире» и ОБЖ будут лишь частью обязательного пакета уроков, но не единственными и не основными. Наиболее важные дисциплины, такие как математика, литература, история и естественные науки, обязательно войдут в образовательный стандарт старших классов. А вот, например, физику и химию, считает министр, можно было бы преподавать раздельно, а можно и как единый предмет, поскольку на современном этапе, по его мнению, границы между этими науками достаточно размыты.
То же самое, отметил он, касается истории и естествознания. По мнению министра, «если человек – гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа», также он подчеркивал, что идея реформ в том, чтобы помочь выпускникам выбрать свой путь и научиться проявлять творческую инициативу. Однако, уверен член комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Николай Булаев, проблема скорее не в количестве обязательных предметов, а в нехватке подготовленных учителей. «На их переподготовку потребуются серьезные средства, чтобы они действительно смогли заниматься с ребятами на более высоком уровне. Те средства, которые предусматриваются сейчас на их дообучение, явно недостаточны», – заявил депутат корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Булаев также отметил, что с внедрением новых школьных стандартов школы могут столкнуться с необходимостью укрупнения, особенно на местном уровне. Ведь преподавать химию или физику на глубоком уровне смогут лишь единичные преподаватели, и вокруг них, возможно, придется объединять старшие классы учеников с математическими способностями. Однако если споры вокруг новых стандартов образования не утихнут, Фурсенко предположил, что, может быть, будет объявлен новый конкурс на их разработку. Доработанный вариант стандартов будет вывешен на сайте министерства 15 февраля.
Еще один вопрос, который сегодня волновал всех депутатов, – это студенческие стипендии. Коммунист Иван Грачев спросил Андрея Фурсенко, согласен ли тот с мнением Аркадия Дворковича о возможной отмене стипендий. Она, по мнению депутата, должна составлять 80% прожиточного минимума. Фурсенко признал, что механизм начисления стипендий требует доработки: «У нас уравниловка, и я думаю, что наряду с тем, что крайне желательно увеличение стипендиального фонда, режим распределения стипендий должен быть изменен».
Министр считает, что для одних ребят стипендия жизненно необходима, а для других это некая очень небольшая добавка к тем деньгам, которые они имеют от родителей или получают из других источников. Поэтому Фурсенко предложил, что можно было бы увеличить выплаты тем, кто нуждается в существенной социальной стипендии, и одновременно существенно уменьшить количество академических стипендий – «сделать их больше и действительно выдавать тем, кто демонстрирует серьезные, может быть, блестящие успехи». Окончательное решение по поводу каждого студента, по мнению министра, должны принимать студсоветы и ректоры вузов.
Затронули депутаты и проблему межнациональных отношений среди молодежи. Либерал-демократы даже предложили открывать в вузах отделения партий, чтобы переключить внимание национально-настроенной молодежи на легальную политическую работу. Но Фурсенко заявил, что сомневается в такой необходимости, и пообещал, что вместо этого вузы должны увеличить учебную нагрузку для студентов, чтобы у них не оставалось свободного времени на националистические митинги и протестные марши.