«Дайте время разобраться»
Прошел всего лишь месяц со дня инаугурации Георгия Полтавченко, а новый хозяин города уже успел отказаться от строительства Орловского тоннеля и озвучить планы по отказу еще от нескольких мегапроектов прежней администрации. Слишком затратными для бюджета были названы также линия легкорельсового трамвая от Московского вокзала до Пулково, Дворец искусств на Васильевском острове, Ново-Адмиралтейский мост и мост через остров Серный.
Губернатор довольно быстро разобрался, что к чему. Уже через две недели после его избрания глава комитета финансов Петербурга Эдуард Батанов намекнул журналистам, что грядут «новые установки», и рассказал, что будут внесены изменения в бюджет. Далее СМИ облетела информация о том, что новый «финансовый» вице-губернатор Сергей Вязалов посчитал нецелесообразным строительство ряда проектов, озвученных выше. Чиновнику приписывались слова: «Все, что можно урезать, нужно урезать, мы должны финансировать только те проекты, которые считаются самыми приоритетными».
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко озвучил свою позицию 28 сентября, представляя проект бюджета на три года в Законодательном собрании. Он рассказал, что тщательно изучает целесообразность строительства так называемых мегапроектов, и дал понять, что от части из них придется отказаться, так как впереди город ждут «нелегкие времена». Опять прозвучали Орловский тоннель стоимостью 115 млрд рублей, Ново-Адмиралтейский мост – 3,9 млрд, проект легкорельсового трамвая – 15,9 млрд. Высвободившиеся от секвестированных проектов деньги планировалось направить на социальные нужды и ЖКХ.
Из основных мегапроектов эпохи Матвиенко, к которым новый градоначальник не имеет претензий, можно назвать сейчас, пожалуй, только трассу Западный скоростной диаметр (фото: whsd.ru) |
«Я работаю губернатором меньше месяца, а эти проекты готовились не один год. Дайте время разобраться, – заявил Полтавченко и добавил, – будут у нас реальные деньги, значит, будем дальше так активно строить...»
Позже стало известно, что от дорогого Орловского тоннеля власти отказываются уже точно. Во-первых, на его месте обнаружили плохие почвы, во-вторых, с 2006 года – начала реализации проекта – он подорожал более чем вдвое, с 47,6 до 115 млрд рублей.
А судьба Ново-Адмиралтейского моста снова «подвисла». На выездном совещании во вторник губернатор признался, что окончательное решение по нему еще не принято.
Из основных мегапроектов эпохи Матвиенко, к которым новый градоначальник не имеет претензий, можно назвать сейчас, пожалуй, только два – трассу Западный скоростной диаметр и реконструкцию аэропорта Пулково.
В эти же дни появилась информация, что Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию Дворцового моста. Однако эта реконструкция предполагала открытие альтернативной переправы – Ново-Адмиралтейского моста, который сейчас под вопросом.
Ответы на все вопросы должны были появиться при внесении поправок в бюджет города ко второму чтению. А произойти это должно было до 18 часов среды.
Георгий Полтавченко ничего не имеет против нового пассажирского терминала аэропорта Пулково (фото: pulkovoairport.ru) |
Однако получить более подробную информацию о новой экономической стратегии города у нового «финансового» вице-губернатора Сергея Вязалова газете ВЗГЛЯД не удалось – у него пока нет пресс-секретаря, а в секретариате чиновника отметили, что для прессы он пока недоступен.
В пресс-службе городского комитета по финансам газете ВЗГЛЯД сообщили, что поправки внесены, однако об их конкретном содержании узнать пока не представляется возможным. Перед вторым чтением, намеченным на 17 октября, их еще должны обсудить между собой депутаты. При этом в комитете подтвердили, что речь там идет и «о ряде больших проектов, которые озвучивались в СМИ».
Губернатор накануне оставил несколько комментариев в Twitter, который в последнее время становится одним из основных источников информации о деятельности руководителя города:
«Внёс уже...» – написал он поздно вечером в четверг о поправках в бюджет.
«Для начала намечаем вынести на обсуждение горожан стратегию развития СПб, над проектом которой сейчас работаем... – написал он также. – Постараемся как можно скорее, но хочется сделать качественно...»
А о своих приоритетах сказал следующее: «Ускорение социально-экономического развития, сохранение и реставрация исторической части города...»
«Не время журавлей»
На месте «Охта-центра» велись едва ли не самые дорогие раскопки в истории (фото: ohta-center.ru) |
«Сейчас не время журавлей в небе, лучше синица в руках, – так прокомментировала газете ВЗГЛЯД действия нового губернатора руководитель фракции ЛДПР в городском парламенте Елена Бабич. – Нужно отказаться от гигантомании и перейти к реализации только тех проектов, которые могут реально и быстро улучшить жизнь горожан. В городе было много глобальных проектов, на которые даже на нулевом этапе уходили огромные деньги, а потом все рассыпалось и ничего не оставалось».
Бабич привела в пример «Охта-центр», отметив, что на его месте велись едва ли не самые дорогие раскопки в истории. Отмену строительства Орловского тоннеля депутат также приветствовала, пояснив, что вместо этого лучше построить несколько хороших дорожных развязок и навести порядок на существующих дорогах.
Депутат Закса от «Справедливой России» Алексей Ковалев, ставший накануне автором запроса к губернатору, в котором он предложил отказаться от Ново-Адмиралтейского моста и строить вместо этого мостовой переход через Большую Неву от площади Морской Славы на Гутуевский остров, рассказал газете ВЗГЛЯД, что приветствует действия Полтавченко.
Ковалев отметил, что для Ново-Адмиралтейского моста было выбрано крайне неудачное место, о чем говорили многие специалисты, к тому же для его строительства требуется перенос в Кронштадт «Адмиралтейских верфей», и, наконец, Верховный суд признал незаконным проект его планировки. Депутат рассказал также, что на выкуп земельного участка под строительство моста и перевод с этой территории судостроительного завода было выделено 560 млн рублей из городской казны. Эти деньги, по его словам, ушли из Петербурга и на переезд потрачены не были. По мнению Ковалева, «Адмиралтейские верфи» должны остаться на старом месте, а губернатор должен потребовать от ОСК вернуть выделенные средства в казну.
В целом проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), к которым относятся и «Орловский тоннель», и легкорельсовый трамвай и которые лоббировала Валентина Матвиенко, наш собеседник назвал обманом и «скрытой формой финансирования из бюджета частных проектов».
Люди были «за»
Аксенов признал, что в решении отменить мегапроекты четко прослеживаются предвыборная риторика и элемент популизма
Научный руководитель Агентства социальной информации, социолог Роман Могилевский признался газете ВЗГЛЯД, что, согласно опросам, проводившимся АСИ еще в бытность губернатора Матвиенко, большинство петербуржцев высказывались скорее «за» те мегапроекты, которые сейчас оказались в опале.
«Были, конечно, и протестующие. Но, в основном, «за». Думаю, что новая администрация отказалась от них не из-за того, что общественное мнение было против, а по финансовым соображениям», – отметил эксперт.
При этом Могилевский считает, что Матвиенко «умела, в том числе и с помощью бизнеса, находить деньги и противостоять кризисным явлениям в экономике». По мнению социолога, возможно, прежний губернатор нашла бы решение, как сохранить проекты даже сейчас. Ведь при ней «весь образ города выстраивался для того, чтобы в него приходили инвесторы», резюмировал наш собеседник.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель лаборатории политической географии и геополитики СПбГУ Константин Аксенов, теперь уже очевидно, что методы работы нового губернатора и его приоритеты отличаются от старой команды:
«В предыдущем варианте менеджмента на первый план выходили имиджевые аспекты, город развивался больше в интересах бизнес-развития. Новая команда действует рационально, подвергая глубокому анализу каждый проект, решая, необходим он сейчас или нет. Также отмечу, что на первый план выходит краткосрочное планирование. И понятно, почему. Трудно себе представить, чтобы новый губернатор всего за месяц успел выстроить долгосрочную стратегию», – отметил эксперт.
При этом Аксенов признал, что в решении отменить мегапроекты четко прослеживаются предвыборная риторика и элемент популизма. У Валентины Матвиенко, инициировавшей эти стройки, было немало противников. Аксенов предположил, что через полгода-год, когда закончится сложный предвыборный период и власти города займутся теперь уже стратегическим планированием, к отмененным проектам могут вернуться.
А эксперт в области городского развития, управляющий партнер консультационной компании THETA Эдуард Бозе рассказал газете ВЗГЛЯД, что «мегапроектное наследие» предыдущего периода новый глава города поделил на «критически-важные» и «неважные и спорные» аспекты на удивление четко: «Возможно, это случайность, но очевидно, что новый аэропорт и ЗСД город изменят в лучшую сторону радикально, тогда как остальные инициативы есть и были весьма спорными, – рассказал эксперт. – Орловский тоннель увеличился в цене в три раза с момента принятия решения о его строительстве – любой руководитель в такой ситуации должен вернуться в точку принятия принципиального решения о целесообразности с учетом возможных альтернатив».
«Бесплатный» и гораздо более дешевый мост вместо дорогого и «платного» тоннеля для Питера гораздо более очевидное решение, тем более что профиль города исторически связан с образами мостовых переходов. Легкий трамвай проблему доступа в аэропорт не решит, а сложности с автодорожным движением создаст. Очевидно, решать эту проблему нужно иначе. Ново-Адмиралтейский мост – локальное решение, не очень актуальное в том случае, если проект ЗСД будет реализован в графике. Глядя на этот портфель проектов, порой возникало ощущение, что они в большей мере продукт разного рода лобби и конкретных интересов, нежели часть единого продуманного плана «расшивки» узких мест и формирования городской инфраструктуры принципиально нового качества», – рассказал Бозе.
А председатель петербургского Союза архитекторов Владимир Попов признался газете ВЗГЛЯД, что «это слишком свежая информация, и чтобы ее осмыслить, нужно время». Он затруднился ответить на вопрос, что больше нужно городу – мегапроекты или отказ от них.
«Истина, наверное, как всегда, где-то посередине», – предположил Попов.