«К сожалению, судьба этого бронетранспортера сложилась печально. Так получилось, что в Министерстве обороны сменилось очередное руководство, отвечающее за вооружение и военную технику, которое посчитало, что разработанный нами БТР-90 армии не нужен. Любой иностранный заказчик, в первую очередь, интересуется, принят ли предлагаемый образец вооружения для продажи в национальной армии.
Решение отказаться от нового БТР-90 лежит в общем русле политики Минобороны на оптимизацию закупок вооружений и военной техники в рамках Госпрограммы вооружений 2020 года
Если нет, то экспортные перспективы такого образца вооружения минимальные. Так что наш БТР-90 вряд ли пойдет на экспорт», – сообщил в рамках проходящей в Москве международной выставки «Интерполитех-2011» генеральный директор Военно-промышленной компании (ВПК) Дмитрий Галкин.
Решение отказаться от нового БТР-90 лежит в общем русле политики Минобороны на оптимизацию закупок вооружений и военной техники в рамках Госпрограммы вооружений 2020 года.
По требованию Минфина военные должны сократить гособоронзаказ на 2012-й и 2013 годы на 100 млрд и при этом сохранить общие параметры Госпрограммы вооружения до 2020 года. Экономия средств необходима для реализации социальной программы военного ведомства – повышения с 1 января 2012 года денежного довольствия военнослужащих. В результате чего лейтенант вместо нынешних 15 тыс. станет получать 50 тыс. рублей. А с учетом различных надбавок – и все 80–100 тыс. рублей в месяц.
Объясняя возможность предстоящего секвестра, Анатолий Сердюков заметил, что изначально «вся госпрограмма стоила 28,7 трлн рублей. Теперь – 20 трлн. Наша задача – найти возможность снизить стоимость военной продукции и при этом сохранить количество закупаемых единиц». При этом министр уверен, что экономить можно и на том, что армия должна покупать не просто «новое вооружение», а принципиально отличающееся от того, что есть сегодня на вооружении армии.
«Несколько месяцев назад встречался с конструктором танков Т-90. И он мне рассказывает, что собирается при разработке принципиально новой машины взять 60% задела по предыдущей. Ну мы и закрыли этот проект. Зачем нам такой танк? Мы лучше будем вкладывать по 30–40 млн в год в модернизацию старых машин Т-72 и Т-80, тем самым приближая их по характеристикам к Т-90, чем покупать за большие деньги то же самое, но более новое», – сообщил Сердюков.
Для сравнения: новый Т-90 стоит 118 млн рублей.
#{weapon}По словам министра, у Минобороны достаточный запас вооружений и военной техники, и другого военного имущества, чтобы не покупать абы что. Тех же танков – 10 тыс. штук. Так что до появления принципиально новой машины можно воевать и этими. Тем более ценность этой боевой машины в современном военном конфликте не столь очевидна.
БТР-90 «Росток», как Т-90 и автомат Калашникова (в арсеналах Минобороны их 7 млн штук на миллионную армию), как раз и стали жертвами этой политики. По словам военных, Т-90 всего лишь «17-я» модификация советского Т-72, выпускавшегося с 1973 года. К тому же, не соответствующая предъявляемым военным требованиям к основному боевому танку.
Автомат Калашникова нужен для массовых, плохо подготовленных армий. При курсе российских Вооруженных сил на численное сокращение и профессионализацию солдатских и сержантских должностей такое оружие не нужно.
«Росток» также не сильно отличается от своего предшественника БТР-80, стоящего на вооружении. Таких машин в вооруженных силах несколько десятков тысяч.
В качестве главных достоинств производитель БТР-90 – Арзамасский машиностроительный завод – приводит данные о том, что у новой машины высочайшие показатели: по проходимости (полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт), мобильности (высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград с ходу), маневренности (малый радиус поворота и возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью), живучести (возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины).
Значительно улучшена противоминная защита. Днище машины имеет V-образную форму, более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционная плоская. Боевое отделение стабилизировано в двух плоскостях. Это позволяет вести огонь в движении по пересечённой местности. Несмотря на то, что БТР-90 тяжелее и больше в сравнении с БТР-80, он значительно маневреннее своих предшественников. Так, машина может разворачиваться на месте, это возможно благодаря вращению колёс разных бортов в противоположные стороны подобно танку.
Отличительной особенностью машины стал высокий уровень защищенности по сравнению с БТР-80. Лобовая броня БТР-90 способна противостоять действию бронебойных снарядов автоматических пушек калибром до 30 мм включительно. Бортовые и кормовая проекции корпуса защищают экипаж, системы, узлы и агрегаты от огня из стрелкового оружия калибром до 12,7 мм. БТР-90 оборудован автоматическими системами пожаротушения, коллективной защиты от оружия массового поражения, бортовой информационно-управляющей системой шасси и системой топографического ориентирования «Трона-1».
Впрочем, все эти достоинства – не более чем модернизационный потенциал все того же БТР-80. Ничего принципиально нового разработчики не предлагают. То есть, как и в случае с Т-90, военные просто получают тот же товар, но в новой упаковке.
В этой ситуации решение отказаться от массовых закупок БТР-90 выглядит вполне логичным. Тем более что в той же Госпрограмме вооружения, скорее всего, прописана модернизация уже имеющихся БТР-80. В рамках которой они «волшебным образом» превратятся, скажем, в БТР-80М (модернизированный).
В пользу этой версии высказался и сам Дмитрий Галкин, сообщив, что Военно-промышленная компания не считает зря потраченными огромные средства на разработку БТР-90.
«Дело в том, что многие конструкторские идеи и наработки, примененные на БТР-90, сейчас переходят на новую боевую платформу, которая станет основой для тяжелой боевой техники для наших сухопутных войск», – сказал он.