В пятницу стало известно, что никто из обвиняемых по громкому делу об охоте высокопоставленных чиновников на «краснокнижных» животных на Алтае с вертолета, при крушении которого погибли семеро из 11 мужчин, не признает вину, сообщает РИА «Новости», ссылаясь на представителя прокуратуры Республики Алтай.
Следствием собрано достаточно доказательств их виновности
Речь идет о редких горных баранах, которых местные называют архары. Кстати, алтайцы утверждают, что после отстрела животных те покинули ареал обитания.
«Обвиняемые вину не признают», – сказал представитель прокуратуры. Заседание суда, на котором сделали заявление обвиняемые, прошло в четверг в Кош-Агачском районном суде Республики Алтай. Как сообщил представитель суда, это было предварительное слушание, на котором решались процессуальные вопросы, оно проходило в закрытом режиме. Слушания дела по существу начнутся 26 января и будут проходить в открытом режиме.
Также стало известно, что судебный процесс по делу будет проходить, несмотря на то что срок давности уже истек. «Срок давности не влияет на рассмотрение уголовного дела в данном случае. Прекращение преследования по истечению срока давности возможно в том случае, если обвиняемые свою вину признали. Они не признают вину. Суд должен установить истину», – сказал представитель прокуратуры.
Отметим, что до этого момента позиция двух обвиняемых: гендиректора местной строительной компании «Инеко» Бориса Белинского и заместителя директора Института экономики и законодательства Москвы Николая Капранова – известна не была, следственные органы и прокуратура почти не давали официальной информации о расследовании. Впрочем, не общались с прессой и сами мужчины.
Стоит отметить, что третий обвиняемый в незаконной охоте, бывший вице-премьер правительства республики Анатолий Банных, ранее сообщал, что вину свою не признает, на «краснокнижных» животных не охотился, а оружия при нем и вовсе не было.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, расследование уголовного дела в отношении Белинского, Капранова и Банных, возбужденное по ч. 2 ст. 258 УК РФ («Незаконная охота с причинением крупного ущерба, с применением воздушного судна в отношении зверей, охота на которых полностью запрещена, группой лиц по предварительному сговору»), было окончательно завершено 22 ноября 2010 года и передано на утверждение в прокуратуру. Следователи пришли к выводу, что «9 января 2009 года на территории Кош-Агачского района в Республике Алтай злоумышленники на вертолете Ми-171 незаконно охотились на алтайских горных баранов – архаров».
«Следствием собрано достаточно доказательств их виновности, в связи с чем уголовное дело 22.11.2010 года для утверждения обвинительного заключения направлено барнаульскому транспортному прокурору», – отметили в управлении.
Напомним, 31 августа 2010 года СКП объявил о завершении следственных действий и о том, что обвиняемые приступили к ознакомлению с материалами уголовного дела. Обвинение Белинскому, Капранову и Банных было предъявлено в июне того же года. Без недоразумений не обошлось: в СКП сообщили, что Банных и Капранов объявлены в розыск в связи с тем, что скрываются от следствия, однако сами они, с удивлением узнав об этом из СМИ, поспешили заявить, что скрываться не намерены.
До этого в течение полутора лет происходило следующее: сначала официальные власти Алтая долгое время отрицали, что чиновники занимались охотой. Спустя почти четыре месяца после происшествия, 4 мая 2009 года, Следственный комитет возбудил уголовное дело по данному факту. Однако еще через три месяца оно было по-тихому закрыто.
Известно об этом стало лишь в ноябре 2009 года, когда во время сессии госсобрания – Эл Курултая – Республики Алтай депутатам, обратившимся в сентябре в Следственный комитет с запросом о ходе расследования, вручили бумаги о том, что дело давно закрыто с формулировкой «гибель лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности».
После того как стало известно о закрытии уголовного дела, в блог президента Дмитрия Медведева и на адрес генпрокурора Юрия Чайки поступили сразу несколько обращений от защитников животных. Через несколько дней Александр Бастрыкин поручил органам процессуального контроля тщательно изучить материалы уголовного дела и проверить полноту проведенного расследования.
В марте 2010 года в главном следственном управлении СКП РФ состоялось совещание, на котором были заслушаны результаты расследования уголовного дела. По результатам совещания руководителю Западносибирского следственного управления на транспорте Сергею Грызыхину было поручено организовать дополнительное расследование, «обеспечить его всесторонность и объективность, а также принять исчерпывающие меры по оперативному исполнению указаний, данных при отмене постановления о прекращении уголовного дела 28 января 2010 года».
Напомним, крушение вертолета Ми-171 (модификации Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа»), с борта которого чиновники вели отстрел архаров на территории Кош-Агачского района, произошло 9 января 2009 года.
Вертолет разбился при попытке поднять на борт застреленных животных. На борту Ми-171 находились 11 человек: трое членов экипажа и восемь пассажиров. В число последних входили вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель Республики Алтай при правительстве РФ Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Канин и представитель президента России в Госдуме Александр Косопкин.
В авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе Косопкин. Четверо, включая Банных, выжили. В марте 2009 года вице-премьер был освобожден от должности.
11 июня 2009 года комиссия по расследованию авиационных происшествий МАК опубликовала отчет о расследовании крушения. Выводы следствия подтвердили предположения, выдвигавшиеся ранее: пассажиры действительно занимались отстрелом животных с борта воздушного судна в нарушение всех правил. Так, в соответствии с постановлением правительства Республики Алтай от 01.09.2005 года, на всей территории региона «запрещается применение автомототранспортных и летательных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных и летательных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором».
Правда, к аварии привело другое нарушение: в момент крушения машиной управлял один из пассажиров – командир вертолета местной авиакомпании, который, в соответствии со всеми нормативными документами, не имел права находиться в кабине, не говоря уже о том, чтобы занимать рабочее место пилота. «Причинами катастрофы вертолета Ми-171 RA-22463 явились ошибка в пилотировании находившегося на рабочем месте второго пилота пассажира, осуществлявшего активное пилотирование вертолета на заключительном этапе, выразившаяся в допущении снижения при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой руководством по летной эксплуатации (500 м), и отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля высоты и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий», – заключили специалисты.