Общество

12 января 2011, 19:22

Игорь Маликов: Комиссии МАК безусловно верю

Фото: Reuters

«Старший на борту – командир экипажа. Он не обязан никого слушать, даже президента. Если он видит, что погода не соответствует, он обязан уйти на запасной аэродром. Почему он этого не сделал? Кто-то, может быть, действительно оказывал давление», – заявил газете ВЗГЛЯД замначальника летного испытательного центра Герой России Игорь Маликов.

В среду Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал результаты расследования крушения Ту-154 президента Польши под Смоленском, произошедшего в апреле прошлого года.

Если ты не видишь полосы на определенной высоте, то обязан, именно обязан уйти на второй круг

Согласно выводам комиссии, метеоусловия под Смоленском не позволяли садиться и пилоты должны были увести самолет на запасной аэродром, но они приняли решение идти на посадку. Специалисты не исключили, что на летчиков могли оказывать давление высокопоставленные пассажиры. Кроме того, выяснилось, что перед вылетом экипаж не получил данные о состоянии метеоусловий в районе посадки, а командир воздушного судна обладал малым опытом в выполнении заходов на посадку по неточным системам, у него был значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к заместителю начальника летного испытательного центра заслуженному летчику-испытателю Герою России полковнику Игорю Маликову с просьбой рассказать, как могло получиться, что пилот президентского борта оказался недостаточно опытным и совершил ряд грубейших нарушений.

ВЗГЛЯД: Игорь Иванович, комиссия МАК пришла к выводу, что к трагедии привели действия пилотов, которые приняли решение не уходить на запасной аэродром и садиться в сложных метеоусловиях. Но указывается, что на них оказывалось давление. Такое объяснение возможно?

Игорь Маликов не верит, что пилотировать «борт № 1» допустили бы непрофессионального пилота (Фото: testpilots.ru)

Игорь Маликов: Вспоминаю такой случай: к нам в Шереметьево летел министр обороны Соединенных Штатов. За штурвалом самолета сидел майор ВВС. На подлете ему сказали: «Погода плохая, не соответствует вашему минимуму, принимайте решение». Он, не дожидаясь министра, развернулся и сел на запасной аэродром в Германии. Никаких проблем не испытывал. Но в нашей, российской системе постоянно происходят случаи, когда оказывается давление на пилота...

Тем не менее есть определенные документы, регламентирующие деятельность пилотов при заходе на посадку. Например, если ты не видишь полосы на определенной высоте, то обязан, именно обязан уйти на второй круг. Если командир Ту-154 шел на посадку вопреки запрету, то, соответственно, он нарушал все инструкции. Почему нарушал – это другой вопрос. Значит, его кто-то к этому подталкивал, кто именно – сказать сложно. Всегда надо поступать по правилам движения – так же, как и при движении по дорогам.

Я безусловно верю комиссии. Такое вполне могло быть.

ВЗГЛЯД: То есть пилоты часто поддаются давлению?

И. М.: Бывает, к сожалению.

ВЗГЛЯД: А как могло получиться, что командир экипажа «борта № 1» допустил ряд других грубейших ошибок – и без всякого давления: не понимал коллег, показания приборов? В отчете указывается, что у него было мало опыта...

И. М.: Не думаю, что человек, который везет первое лицо государства, имел низкую квалификацию. В это я никогда не поверю. Этого пилота десять раз перепроверяют, прежде чем пустят за штурвал самолета.

ВЗГЛЯД: Какова процедура подготовки пилотов на таких самолетах?

И. М.: Есть специальные проверки техники пилотирования, которые летчик обязан сдать, – они проводятся в сложных метеоусловиях, с отказом приборов, отказом двигателя и т. д. Если ты не прошел такие стресс-тесты, тебя просто не допускают к полетам. Пилот президента обязательно должен был иметь и, думаю, наверняка имел все допуски.

ВЗГЛЯД: В отчете говорится, что негативную роль сыграл «значительный перерыв в полетах в сложных метеоусловиях у командира корабля, а также его малый опыт в выполнении заходов на посадку по неточным системам»...

И. М.: Если вы играли на фортепьяно, а потом сделали перерыв в целый год, то у вас будет растренировка. То же касается и управления автомобилем или самолетом. Есть определенный временной интервал, в течение которого пилот обязан выполнить полет в соответствующих условиях, чтобы продлить допуск. Если на аэродроме таких условий нет, например вы находитесь где-нибудь на юге, то вас везут под так называемые шторки: кабина закрывается, и вы заходите на посадку как бы вслепую.

ВЗГЛЯД: А что касается вылета без получения точной информации о метеоусловиях в аэропорту посадки?

И. М.: Обычно перед полетом данные о погоде запрашиваются через диспетчерский пункт. Может быть, было сложно выйти на военный аэродром под Смоленском, но они все равно могут узнать погоду по метеокартам, которые распространяются на весь мир.

Не берусь говорить о чье-то вине, наверняка комиссия подробно разобрала все эти события. Но прежде чем принимать решение на вылет, пилоты, конечно, должны были все проанализировать. Если они этого не сделали, то это ошибка начальника самолетной службы того подразделения, в котором находился этот пилот.

ВЗГЛЯД: В отчете комиссии говорится, что экипаж мог недостаточно хорошо владеть русским языком и понимать диспетчеров. Насколько это вероятно?

И. М.: Поскольку пилотировался самолет Ту-154, то летчик учился, конечно же, у нас и русский язык знает нормально. А что касается взлета и захода на посадку, там нет навороченных речевых оборотов.

ВЗГЛЯД: Резюмируйте, пожалуйста: вы допускаете, что в системе подготовки полетов и летчиков могли быть какие-то серьезные недостатки?

И. М.: Не верю в это. Командир экипажа проходит столько проверок, прежде чем повезет первое лицо государства, что это кажется маловероятным. Такое может быть только при безалаберности и полнейшем попустительстве, но они же не в Африке, а в Европе летают.

Потом, президент летает по всем странам, и не везде хорошая погода, его, естественно, натаскивают на пилотирование в разных условиях.

Старший на борту – командир экипажа. Он не обязан никого слушать, даже президента. Он должен предпринять все меры. Если он снижается и видит, что погода не соответствует его условиям, его подготовке, он обязан уйти на второй круг и выполнить полет на запасной аэродром. Почему он этого не сделал? Кто-то, может быть, действительно оказывал давление.

Текст: Анастасия Петрова

Вам может быть интересно

Финляндия решила срочно построить завод по производству тротила
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?