«Работы по боевому лазеру идут во всем мире, в том числе и у нас», – сказал Макаров. Начальник Генштаба отметил, что говорить о характеристиках российского боевого лазера «пока преждевременно».
Лазерное оружие состоялось. Возможность уничтожать цели непосредственно фотонным излучением и фактически без задержки во времени означает начало новой исторической эпохи
Между тем известно, что работы по лазерному оружию наземного и воздушного базирования ведутся в нашей стране еще со времен СССР, примерно с середины 1960-х годов. Среди объектов, на которых проводились работы в области лазерной ПРО, чаще всего фигурировал расположенный на территории Республики Казахстан полигон Сары Шаган близ озера Балхаш. Так, по некоторым сведениям, на площадке полигона проводились этапы работ по программам «Терра» (создание лазерного оружия в интересах ПРО) и «Омега» (боевой лазер для ПВО). Работы на казахстанских полигонах были свернуты в 1990-х, теперь там остаются лишь объекты российской системы предупреждения о ракетном нападении.
Кроме того, с 1981 года в СССР проводились испытания аэромобильного лазера на самолетах-лабораториях А-60 (другое название – 1А, создан на базе военно-транспортного Ил-76МД). Всего было построено три самолета, из которых в настоящее время в пригодном к полетам состоянии находятся два. По непроверенным данным, в 1984 году с борта А-60 лазером была впервые поражена реальная воздушная цель, однако это была не ракета или беспилотная мишень, а свободно дрейфующий высотный аэростат.
Считается, что самолет А-60 оснащен импульсным газодинамическим лазером на основе углекислого газа мощностью 1 МВт разработки ИАЭ им. Курчатова. Чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.
#{weapon}Предполагалось, что аналогичной установкой будет оснащена тяжелая боевая космическая лазерная платформа 17Ф19Д «Скиф-Д» (где литера «Д» означает «Демонстрационный») разработки КБ «Салют». В дальнейшем планировалось создание тяжелого перехватчика 17Ф19С «Скиф-Стилет», оснащенного кластером из 10 инфракрасных лазеров. Транспортной системой для платформы весом более 50 тонн предполагалась ракета-носитель «Энергия», но в связи с закрытием данной программы был закрыт и проект перехватчика.
Тем временем в США разработки шли несколько в ином направлении. Если в СССР изначально планировалось осуществлять перехват баллистических целей на космическом участке траектории, где лазерное излучение не рассеивается атмосферой, то американцы сосредоточились на проблеме перехвата ракет на стартовом участке, в атмосфере Земли.
Тут есть, казалось бы, непреодолимая сложность: неоднородность атмосферы. Слои воздуха с разной температурой, скоростью и плотностью обладают различными оптическими характеристиками, которые в результате движения воздушных масс непрерывно изменяются по случайному закону. В результате луч лазера, у источника имеющий диаметр теннисного мячика, у цели, расположенной на расстоянии сотен и тысяч километров, превратится в круг диаметром десятки и сотни метров. Энергия фотонов, размазанная по такой площади, не нанесет заметного ущерба.
Сегодня решение видится в применении так называемой адаптивной оптики. Упрощенно говоря, это такая оптико-механическая или оптико-электронная система, которая, анализируя приходящий от цели свет, вырабатывает компенсационные сигналы, с помощью которых осуществляется коррекция формы гибкого оптического элемента (обычно зеркала), исправляющего волновой фронт. В результате размер пятна у цели получается почти таким же, как у источника.
Однако такая система сложна, предполагает внесение дополнительных и нежелательных элементов в оптический тракт, неизбежно вырабатывает компенсационный сигнал с задержкой. Таким образом, одной из основных проблем при создании мощного боевого лазера становится создание быстродействующих компьютеров и исполнительных устройств, в первую очередь – зеркал, направляющих луч на цель.
Американский лазерный комплекс ABL авиационного базирования, смонтированный на воздушном носителе Boeing YAL-1 (фото: mda.mil) |
Тем не менее 11 февраля 2010 года, по информации Агентства противоракетной обороны США, лазерный комплекс ABL авиационного базирования, смонтированный на воздушном носителе Boeing YAL-1 (на базе лайнера В747), впервые произвёл экспериментальный, но убедительный перехват реальной цели – учебной баллистической ракеты. Расстояние, на котором был осуществлен перехват, составило около 100 миль.
Следующие испытания были назначены на 10 августа, однако 15-го и 18-го числа они не состоялись: в первом случае из-за проблем с учебной мишенью, а во втором – из-за сбоя программы наведения. Не получился перехват и 1 сентября, причем причина неудачи не сообщается.
Тем не менее, по сведениям авторитетного издания Aviation Week & Space Technology, в оставшиеся дни сентября будет произведена еще одна попытка перехвата. На сей раз мишенью станет твердотопливная баллистическая ракета. Считается, что это менее уязвимая для лазерного перехвата цель, нежели ракета на жидком топливе. Отметим также, что большинство перспективных российских МБР («Тополь-М», «Ярс», «Булава») оснащены твердотопливными двигателями.
В любом случае, предстоящие испытания – тревожный звонок для отечественной оборонки. Вне зависимости от того, сколько времени потребуется американцам для доводки и развертывания лазерных систем воздушного базирования, можно уверенно констатировать: лазерное оружие состоялось. Возможность уничтожать цели непосредственно фотонным излучением и фактически без задержки во времени означает начало новой исторической эпохи.
Очевидным, реальным и уже заявленным назначением лазерных авиационных систем мегаваттного класса, подобных ABL, является реализация на их основе передового эшелона противоракетной обороны – уничтожение ракет противника непосредственно после старта, в период работы двигательной установки. Подобное решение обладает массой преимуществ: упрощается задача селекции истинных и ложных целей, обеспечивается падение обломков ракет вблизи района пуска – немаловажное достоинство в случае перехвата БР. О дальности перехвата ракет информации приводится немного – обычно указывается, что она составляет многие сотни километров. В любом случае, этот параметр следует оценивать по результатам реальных испытаний.