В понедельник президент России Дмитрий Медведев прибыл с рабочей поездкой в Республику Марий Эл – один из семи регионов, где глава государства объявил 2 августа чрезвычайную ситуацию в связи с природными пожарами. Сейчас в республике остается 22 очага возгорания.
Главное не то, как называется структура, хотя и это имеет значение. У нас новая страна, новые подходы, мы заново отстраиваем государство, и каждый орган должен иметь четкое, правильное наименование
Сразу после прибытия Медведев отправился в деревню Малый Шаплак посмотреть, как принимаются меры по предупреждению лесных пожаров. Селяне рассказали, что организовали посменные дежурства.
«Я взял это на заметку»
Затем Медведев посетил дежурную часть УВД в Йошкар-Оле, где вручил государственные награды сотрудникам органов внутренних дел, МЧС и Минобороны, в том числе участвовавших в тушении пожаров. После церемонии сотрудники УВД обсудили объявленную главой государства реформу МВД. В конце прошлой недели Медведев предложил переименовать милицию в полицию, а на выходных в Сети для всеобщего обсуждения был опубликован текст законопроекта «О полиции», который успел собрать тысячи комментариев.
#{smallinfographicleft=368883}Как передает РИА «Новости», один из руководителей УВД отметил, что закон предусматривает переходный период, в который милиционеру достаточно написать рапорт, чтобы стать полицейским. Как отмечали участники встречи, законопроект не предусматривает более тщательного отбора сотрудников. Тогда Медведев поинтересовался, каким образом мог бы происходить отбор. По словам начальника отделения правового обеспечения МВД Республики Марий Эл Елены Макеевой, можно было бы вывести за штат всех сотрудников и при последующем наборе в полицию проводить более широкую аттестацию.
«Мы не разрушим процесс управления системой?» – спросил Медведев.
Но министр внутренних дел республики Артем Хохорин ответил отрицательно. «Нет, мы не разрушим систему. Процесс тяжелый, но он необходим», – сказал он.
«Может быть, тогда действительно вывести всех за штат. Но это сделать нужно быстро, чтобы не возникло правового вакуума, – подчеркнул президент. – Это важное сообщение для меня. Я взял это на заметку».
После этого президент пообещал обсудить с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым вопрос о недостаточности перечня нарушений, за которые полицейского уволят со службы. Так он ответил Макеевой, которая считает, что этот перечень создает проблемы при увольнении сотрудников, совершивших правонарушение, в нем не указанные. Она пояснила, что в УВД все никак не уволят сотрудника, который устроил пальбу из оружия. «Мы можем его уволить только по его рапорту с пенсией и со всеми выплатами», – сказала она.
«А что если сделать так, чтобы перечень был примерный, но не закрытый?» – предложил Медведев. Участники встречи с этим согласились.
«Это не случайная бумажка»
Что касается сути закона, то главное Медведев видит не в переименовании милиции в полицию, а в реализации всех положений закона. «Главное не то, как называется структура, хотя и это имеет значение. У нас новая страна, новые подходы, мы заново отстраиваем государство, и каждый орган должен иметь четкое, правильное наименование», – заявил президент.
#{image=425020}По его словам, важны четкие границы полномочий полицейских с тем, чтобы их действия были законными и при этом «на вас не жаловались», с другой стороны, «чтобы понимать, какой властью обладают сотрудники милиции». «Вот такой баланс найти довольно сложно, будем стараться его искать, в том числе и с вашей помощью», – заявил президент, призвав сотрудников МВД активно обсуждать законопроект.
Он заверил, что «наиболее разумные предложения должны быть интегрированы в закон». «Это не случайная бумажка, поэтому концепция документа должна остаться такой, как есть. Она, на самом деле, достаточно проверенная, выверенная», – указал Медведев.
Также президент надеется, что новые законы «О полиции», «О прохождении службы в рядах полиции» и документ о структуре Министерства внутренних дел вступят в силу синхронно – с 1 января 2011 года.
Во второй половине дня глава государства встретился с президентом республики Леонидом Маркеловым, который сообщил, что власти взяли под контроль ситуацию с пожарами и при их тушении никто не погиб. «У нас есть и верховые, и низовые пожары, но мы держим ситуацию под контролем. Крупные очаги мы локализовали, но работы еще очень много», – сказал Маркелов.
Но Медведев призвал не расслабляться. «Да, ситуация сейчас в целом под контролем, но погода абсолютно аномальная: мы не знаем, куда подует ветер, не знаем, как будет распространяться огонь. Нужно предпринимать все от вас зависящее для того, чтобы к таким ситуациям подойти во всеоружии. Расслабляться еще точно не следует», – сказал президент.
«Это хамство какое-то»
#{interviewsociety}На встрече с представителями органов местного самоуправления Медведев обратил внимание прокуроров на недопустимость привлечения к ответственности тех местных властей, которые в борьбе с пожарами отдали приказ вырубать вокруг населенных пунктов леса.
Один из участников встречи назвал «крайне малым» существующий норматив по противопожарному барьеру 50 метров и призвал увеличить его до 200–300 метров. Однако руководители муниципалитетов высказали опасения, что если они примут такое решение, прокуратура может привлечь их к ответственности. «Это вот как раз то, о чем я недавно говорил на совещании с членами Совбеза, где был генеральный прокурор. Я надеюсь, что он меня правильно понял, но еще раз хотел бы сказать для него и для подчиненных ему прокуроров. В праве есть такая конструкция – «крайняя необходимость», когда менее ценное благо приносится в жертву сохранения более ценного. Менее ценное благо здесь – это лес, а более ценное – это жизнь», – сказал Медведев.
Также президенту пожаловались на высокие ставки по кредиту, которые на период от одного года до трех лет составляют порядка 18%. Один из участников встречи уточнил, что такие дорогие кредиты предоставляют Сбербанк, ВТБ-24 и филиалы других коммерческих банков.
Президент неприятно удивился. «Ставка рефинансирования самая низкая за всю историю России, ниже никогда не была, а кредитные ставки высокие, – сказал Медведев. – Это хамство какое-то, честно говоря. Надо с этим разобраться».
«Сейчас надо будет позвонить нашим товарищам, которые этим занимаются, и уточнить, почему они рассказывают одни истории в одном месте, а на самом деле кредитные ставки – 18%», – сказал он.
#{image=425028}По его мнению, такие ставки «просто недопустимы», особенно по краткосрочным кредитам. «При наличии ставки рефинансирования, более чем в два раза меньшей, чем эта ставка, это какая же маржа получается? Более чем 100%, где это видано даже в условиях не до конца преодоленного кризиса и некоего недоверия, которое существует в финансовой сфере?! – заявил Медведев. – Кризис доверия, который образовался между банками и нашей промышленностью, до конца не преодолен».
«Пусть отдыхают на Канарах»
Что касается пересмотра норматива, то президент не против «дать «вилку» от 50 до 200 метров, «чтобы можно было принимать решения в зависимости от населенного пункта, от характера леса». Также он считает, что руководители лесничеств, которые, несмотря на пожары, не вышли на работу из отпуска, должны быть уволены.
«У нас, к сожалению, порядка здесь нет. Я посмотрел, некоторые люди, которые лесом занимаются, даже из отпусков не выходили. Вон, в Московской области что ли, ждали, ждали этого начальника по лесным делам, а он так и не вернулся. Видимо, у него все в порядке. Если не вернулся из отпуска, я думаю, нужно сделать так, чтобы он не возвращался», – сказал Медведев.
Он пообещал довести свое мнение до сведения министра сельского хозяйства Елены Скрынник и первого вице-премьера Виктора Зубкова, курирующего вопросы АПК. «А зачем нам нужны такие специалисты по лесному делу? Пусть отдыхают на Канарах», – заявил президент. По его мнению, главное сегодня – «навести порядок в лесу».
При этом он назвал некорректными попытки некоторых политических сил заработать очки на критике властей за действия по ликвидации лесных пожаров. «Нельзя делать политический пиар, нельзя заниматься информационной поддержкой политической силы на беде, особенно если она от власти, в общем-то, не зависит», – заявил глава государства.
По словам Медведева, если речь идет о таких пожарах, как в клубе «Хромая лошадь» в Перми, то в них виноваты собственники и федеральные структуры. «Но сейчас это стихийное бедствие», – заявил президент. Он отметил, что от природных пожаров страдают многие страны. «На этом делать политический пиар некрасиво, и поэтому нашим коллегам надо быть аккуратнее», – считает Медведев.
Он также раскритиковал заявления некоторых политиков, призвавших уволить глав муниципальных образований за уничтожение огнем поселка или деревни. «Но мы же с вами видим, что такое верховой пожар, и даже если они десять лет (назад) начали бы готовиться, ничего бы сделать не смогли», – считает он. «Потушить пожар в Люксембурге, наверное, проще, чем в России», – сказал Медведев.