Общество

27 августа 2010, 13:58

Михаил Войтенко: У нас нет ни спасателей, ни вертолетов

«Спасателей береговой охраны США готовят годами, и очень серьезно. У нас таких спасателей нет. И вертолетов нет», – посетовал в интервью газете ВЗГЛЯД редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. По его словам, сил и средств для спасения людей, терпящих бедствие на море, у Госморспасслужбы явно недостаточно.

Морской буксир «Алексей Кулаковский» отправился в ночь на пятницу на спасение судна «ТБ-0012», терпящего бедствие, но в результате сам затонул. На борту буксира находились 14 человек, к настоящему моменту трое спасены, двое найдены погибшими.

Когда что-то происходит, Госморспасслужба несется на поклон к военным и к МЧС

17 августа у берегов Камчатки перевернулось маломерное судно, из 11 человек спасся один. До этого, 26 июля, в Баренцевом море затонул сухогруз «Варнек», перевозивший товары из Архангельской области в Шойну Ненецкого автономного округа, на его борту было пять членов экипажа и четыре пассажира, в ходе поисковой операции было найдено лишь одно тело пассажирки.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к редактору издания «Морской бюллетень» Михаилу Войтенко с просьбой рассказать, почему в наши дни при крушении судов гибнет так много людей.

ВЗГЛЯД: Михаил Дмитриевич, в ночь на пятницу в Охотском море потерпело бедствие судно. И это не первый случай за последний месяц, причем каждый раз гибнет много людей.  Не выходит ли ситуация за рамки нормы?

Михаил Войтенко: Если там не было какого-то жуткого шторма... похоже на то, что он («Алексей Кулаковский») просто на льдину напоролся. Тем более если он летел на всех парах на помощь, ночью. Льдина – это такая штука, далеко не каждую из них возьмет радар. В общем и целом о какой-то повышенной аварийности здесь говорить не приходится.

Плашкоут, который недавно перевернулся у берегов Камчатки, – это просто-напросто большая лодка, не более того, без каких-либо спасательных средств.

Судно «Варнек» потонуло недавно со всем экипажем, но это было в сильнейший шторм.

А что случилось ночью на буксире – это вопрос, почему так произошло, почему они хотя бы в спасательные плоты не перебрались...

ВЗГЛЯД: Плот был обнаружен, но без людей...

М.В.: Это не говорит о том, что они туда перебрались. Плот может раскрыться сам. Если это был не шторм, если они затонули в результате пробоины, сначала появился крен, потом легли на борт, то у них по идее было время для спасения, тем более это буксир, на нем плоты, шлюпки... Это да, это странно.

ВЗГЛЯД: Насколько велики в наши дни шансы выжить при подобных крушениях?

М.В.: Это зависит от условий, в которых гибнет судно. Если люди нормально перебрались в спасательные плавсредства, то шансы на выживание резко повышаются и мало отличаются от тех, которые были бы в случае гибели судна в тропических морях. Ну а если они не перебрались, тут, конечно, о чем речь... При температуре воды 35 градусов выше нуля человек может протянуть минут 15, от силы полчаса.

ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили силы и средства для спасения моряков, которые есть в наличии в России?

М.В.: Об этом давным-давно всем известно. Силы и средства совершенно недостаточные. Главное, отсутствуют вертолеты. Мировая статистика показывает: во-первых, большинство аварий происходит не где-то в Мировом океане, а в прибрежных водах – там самое оживленное судоходство, а во-вторых, наиболее эффективным средством спасения в прибрежных водах является вер-то-лет.

ВЗГЛЯД: Которых сейчас недостаточно?

М.В.: Нет вообще. Госморспасслужба вертолетами не обладает. Когда что-то происходит, Госморспасслужба несется на поклон к военным и к МЧС, притом что ни у тех, ни у других нет специализированных вертолетов для морского спасения и нет специально обученных спасателей.

Михаил Войтенко отмечает, что главным средством спасения на море являются вертолеты (фото: РИА "Новости")

Если вы видели фильм «Спасатель» с Кевином Костнером, там очень хорошо и правильно показана подготовка спасателей береговой охраны США. Их готовят годами, и очень серьезно. У нас таких спасателей нет. И вертолетов нет. Когда что-то происходит, то военные дадут вертолет, то еще кто-то. Этой зимой был случай, когда чуть не погибло судно в Охотском море, так там часть экипажа снимал вертолет нефтяной компании.

По моему мониторингу мировой аварийности, если что-то происходит в территориальных водах цивилизованных стран, судно дает любой тревожный сигнал о том, что что-то не в порядке, в воздух сразу поднимаются вертолеты. Минутная готовность.

ВЗГЛЯД: Это серьезно отражается на статистике гибели экипажей?

М.В.: Конечно. Людей-то спасают, а это самое главное. Моряки так прямо и говорят: «Если уж повезет тонуть, то даст Бог, в водах какой-нибудь приличной страны Европы или США». В российских водах лучше не тонуть.

ВЗГЛЯД: Какие еще средства нужны помимо вертолетов?

М.В.: Очень эффективно себя показали так называемые спасательные боты. Этих в России вообще нет. Это такие небольшие суда, очень устойчивые, они как Ванька-встанька, их невозможно утопить. Они всепогодные, в море выходят в совершенно диких условиях. Что интересно, в Англии, например, экипажи этих спасательных ботов добровольцы.

ВЗГЛЯД: В советское время ситуация была такой же?

М.В.: Это такая давняя застарелая болезнь, а сейчас она совсем запущена. Что будет дальше, мы не знаем. Дело в том, что Госморспасслужбу хочет прибрать себе МЧС. Когда я там последний раз общался с народом, они сами не знали, к лучшему это или к худшему, говорят, может, хоть денег будет больше, если в МЧС перейдут. Честно говоря, не думаю, что это сильно хорошо. В США, в Англии, Японии этим делом занимается береговая охрана, то есть, грубо говоря, пограничники. А у нас бардак.

ВЗГЛЯД: Насколько далеко продвинулись технологии спасения на море за последние десятилетия?

М.В.: Стало несравнимо лучше. Крайне редко судно тонет так, чтобы об этом даже никто не узнал, оно набито средствами аварийной сигнализации. Самое на сегодняшний день мощное и действенное – это аварийный радиобуй. Он срабатывает автоматически в случае гибели судна, дает аварийный сигнал и точные координаты. Еще 20 лет назад люди слыхом не слыхивали про такое.

ВЗГЛЯД: То есть случаи, когда о гибели судна никто не знает, можно сказать, еще исключены?

М.В.: Все равно случаются. Если судно непонятно какое, разгильдяйское, у него, предположим, радиобуй отсутствует или неисправен... Вообще, бывают всякие парадоксы. Иногда наисовременнейшие суда со всеми аварийными средствами связи пропадают. Море есть море, и тайны там все равно остаются.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?