Мосгорсуд приговорил к пяти годам строгого режима одного из участников захвата сухогруза Arctic Sea летом 2009 года − уроженца Таллина Андрея Лунева.
Лунев пошел на заключение досудебного соглашения со следствием, на основании чего его дело и было выделено в отдельное производство
Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Мосгорсуда, Лунев был признан виновным по статье 227 УК РФ («Пиратство»).
Отметим, что Лунев получил минимальный срок наказания, предусмотренный данной статьей. Во многом это связано с тем, что таллинец изначально выразил желание сотрудничать со следствием.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 5 мая уроженец Таллина Андрей Лунев на заседании Мосгорсуда полностью признал вину в захвате сухогруза Arctic Sea и высказал раскаяние в содеянном. Это повлекло за собой рассмотрение дела в особом порядке, предполагающем смягчение приговора. Суд удовлетворил ходатайство Лунева о рассмотрении дела в особом порядке и после прений сторон назначил оглашение приговора на 7 мая, сообщало РИА «Новости».
Защитник другого обвиняемого – Дмитрия Савинса – Сергей Гольтяев пояснил, что Лунев пошел на заключение досудебного соглашения со следствием, на основании чего его дело и было выделено в отдельное производство.
«Луневу переквалифицировали обвинение со статьи 126 (похищение человека) на статью 227 (пиратство) УК РФ, максимальное наказание по этой статье составляет 15 лет лишения свободы, но по УПК он не сможет получить больше 7,5 лет», − сказал адвокат.
Гольтяев также сообщил, что ожидает изменения квалификации на статью «Пиратство» и в отношении других фигурантов дела.
Между тем процесс над оставшимися семью обвиняемыми в захвате сухогруза продолжается. В четверг вечером другой фигурант дела, также уроженец Таллина Дмитрий Савинс, признал свою вину вслед за Луневым, сообщило РИА «Новости».
Санкционированный Басманным судом Москвы в августе 2009 года арест восьми подозреваемых в захвате сухогруза был продлен в феврале текущего года до 18 мая.
Семерым подозреваемым в захвате предъявлены обвинения в соучастии в совершении преступлений по ч. 3 ст. 227 УК РФ и п. «а» ч.3 ст. 126 УК РФ (пиратство и похищение человека, совершенное с применением насилия, оружия, организованной группой). Восьмому подозреваемому предъявлено обвинение в организации преступления.
Arctic Sea исчез летом 2009 года. 21 июля теплоход вышел из порта Пиетарсаари (Финляндия) в Беджайу (Алжир), имея на борту 15 членов экипажа и груз из 6700 кубометров пиломатериалов, с расчетной датой прибытия в порт назначения 4 августа. Однако 24 июля в водах Швеции между островами Эланд и Готланд судно атаковали неизвестные, представившиеся шведскими полицейскими. Далее, по одной из версий, посетители покинули Arctic Sea, по другой – оставили теплоход под своим контролем.
28 июля Arctic Sea в последний раз вышел на связь в проливе Па-де-Кале, после чего исчез из радиоэфира и с экранов навигационных систем в районе Бискайского залива.
3 августа представитель страховой компании «Группа Ренессанс страхование» Владимир Душин заявил, что неизвестные обратились к страховщикам с требованием выкупа в 1,5 млн долларов, в случае невыдачи угрожая затопить судно и убить членов экипажа. 4 августа судно не пришло по графику в пункт назначения; выяснилось, что Arctic Sea не проходил и Гибралтарский пролив.
9 августа появились первые сообщения в СМИ об исчезновении судна. Через два дня исчезновение признал и владелец судна: директор Solchart Виктор Матвеев заявил, что на сухогрузе не работали сигнальные буи и тревожная кнопка. Судовладелец обратился к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.
12 августа президент России поручил министру обороны принять меры по обнаружению Arctic Sea. В поисковой операции принял участие сторожевой корабль Балтийского флота «Ладный». 15 августа полиция Финляндии совместно со спецслужбами Швеции и Мальты начала международное уголовное расследование по подозрению в захвате заложников и вымогательстве. При этом директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев отрицал получение от кого-либо требования о выкупе.
Обнаружить сухогруз удалось 17 августа в 300 милях от Кабо-Верде, все члены экипажа оказались живы, их доставили на «Ладный». При этом морская администрация Мальты заявила, что все это время имела сведения о местонахождении судна и не заявляла о его исчезновении.
На борту Arctic Sea были обнаружены восемь посторонних – они были задержаны российскими спецслужбами и доставлены в распоряжение следствия. По данным следствия, Arctic Sea был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота РФ, которые были отправлены на помощь судну.
На сухогрузе долгое время работали российские следователи, затем Arctic Sea продолжил прерванный рейс и доставил груз пиломатериалов грузополучателю в Алжир, после чего в конце декабря вернулся в Финляндию. В феврале 2010 года стало известно о сделке по продаже сухогруза, а на днях был назван и покупатель Arctic Sea. Им оказалась небольшая канадская каботажная компания Great Lakes Feeder Lines ULC. Она купила судно за 2,2 млн долларов.
Напомним, что задержанных обвиняемых по другому громкому захвату – танкера «Московский университет» − российские власти решили не судить и отпустить. В пятницу Министерство обороны РФ объяснило такой шаг несовершенством международной нормативно-правовой базы.