В пятницу в «Матросской тишине» скончалась женщина, обвиняемая в покушении на мошенничество, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на представителя московского управления ФСИН Сергея Цыганкова.
Если речь идет о мере пресечения, к разрешению ситуации надо подходить крайне аккуратно, индивидуально
По его словам, 53-летняя Вера Трифонова скончалась в палате интенсивной терапии хирургического отделения спецбольницы СИЗО №1 Москвы предположительно от острой сердечно-сосудистой недостаточности.
«Трифонова была арестована 16 декабря 2009 года по ходатайству следственного управления СКП по Московской области по обвинению в покушении на мошенничество (статья 30 УК РФ и статья 159 УК РФ) и сразу помещена в московскую 20-ю горбольницу», – сказал он.
Цыганков отметил, что подследственная страдала сахарным диабетом, диабетической нефропатией, нефропатическим синдромом и хронической почечной недостаточностью.
«За прошедший период времени Трифонова переводилась в различные режимные лечебные учреждения, в больницу СИЗО №1 она поступила 28 апреля», – сказал представитель столичного УФСИН.
Он добавил, что признаков насильственной смерти на теле Трифоновой не обнаружено.
«На месте работает следственно-оперативная группа из ОВД «Сокольники», – сказал Цыганков.
Столичное управление ФСИН проводит служебную проверку по факту смерти женщины.
Произошедшее в «Матросской тишине» событие уже вызвало широкий общественный резонанс. Правозащитники задаются вопросом, почему тяжелобольного человека, обвиняемого не в насильственном преступлении, не могли выпустить под подписку, а член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена заявил о намерении взять на контроль расследование всех связанных с этим обстоятельств.
«Считаю, что такие ситуации должны выноситься на широкое обсуждение, и экспертное сообщество, и я, как председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебной системы, возьмем это на контроль, для того чтобы понять: а что в данном случае у нас работает? У нас что, нет здравого смысла? Если человек серьезно болен, и если он будет выпущен по подписке или под залог, он принесет существенный вред предварительному следствию? Или у нас действуют какие-то другие принципы, например, принцип мщения за то, что человек где-то оступился и нарушил закон? Эти вопросы очень важны», – сказал газете ВЗГЛЯД Анатолий Кучерена.
«Мы обязательно проверим, почему так получилось. Нужна комплексная проверка всех тех должностных лиц, которые принимали решение при наличии документов, что она тяжело больной человек: следователя, который выходил с ходатайством о заключении под стражу, суд, который принимал решение», – отметил он.
А уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в связи с произошедшим поставил вопрос о независимости тюремной медицины.
«Я не люблю комментировать события, с которыми не знаком подробно, но здесь, судя по всему, произошло то, о чем мы предупреждали много раз. Мы давно выступаем за то, чтобы медицинская служба при СИЗО была независима от тюремного начальства. Ведь зачастую врачи не могут быть объективными, если испытывают давление», – сказал он.
По словам Лукина, «известно уже немало вопиющих примеров, которые являются следствием такой ситуации, и это дискредитирует не только саму тюремную службу, но и страну в целом».
«Необходимо разделить людей, которые следят за пребыванием задержанных в СИЗО, и людей, которые следят за здоровьем находящихся там – переподчинить медицинские службы Минздраву. Конечно, это нужно делать с умом и постепенно, но решительно и энергично. Я призываю всерьез заняться этим, или такие вещи будут повторяться», – отметил омбудсмен.
Необходимо разделить людей, которые следят за пребыванием задержанных в СИЗО, и людей, которые следят за здоровьем находящихся там
Напомним, гибель в конце прошлого года в столичном СИЗО подследственного, юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, скончавшегося в «Бутырке» без надлежащей медицинской помощи, обеспокоила общественность не только в России, но и по всему миру. Разобраться в произошедшем потребовал президент РФ Дмитрий Медведев, а после проведения служебной проверки своих мест лишился ряд должностных лиц. Указом президента были уволены начальник Бутырской тюрьмы и начальник управления ФСИН по Москве Владимир Давыдов. Одновременно с ними были уволены начальник главного управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Маленчук, начальник управления ФСИН по Московской области Петр Посмаков, начальник управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН Валерий Телюха.
А на этой неделе в отношении руководства Бутырского СИЗО и сотрудников столичного УФСИН были опять приняты кадровые решения. Поводом послужили два побега, произошедшие в течение одного месяца. До этого из СИЗО №2 не бегали девять лет.
В интервью газете ВЗГЛЯД Анатолий Кучерена выразил сожаление, что после истории с Магнитским, когда был уволен ряд ответственных лиц, подобные инциденты продолжаются.
«Несмотря на то, что глава государства неоднократно говорил, и в Общественной палате обсуждались вопросы о том, что надо перестать огульно людей брать под стражу, это повторяется. Если речь идет о мере пресечения, к разрешению ситуации надо подходить крайне аккуратно, индивидуально. У нас, к сожалению, сложилась такая система в Москве, что если человек подозревается в совершении преступления, то, как правило, если есть ходатайство следствия о заключении его под стражу, суд его удовлетворяет. Надо в этом, в конце концов, разобраться. Надо призвать судей, которые рассматривают дела о мере пресечения, чтобы они предельно аккуратно к этому относились. Именно на судьях, которые дают санкции на арест, лежит ответственность за такие смерти в изоляторах», – отметил он.
Напомним, об аресте Веры Трифоновой ранее сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Он рассказал, что следственным управлением СКП РФ по Московской области возбуждено уголовное дело в отношении депутата Магаданской областной думы Георгия Шамиряна по статье «покушение на мошенничество». По версии следствия, Шамирян совместно с Верой Трифоновой и другими лицами «предложил двум банкирам за 1,5 млн долларов помощь в назначении на должности членов Совета Федерации РФ».
Сразу после задержания подозреваемых руководитель пресс-службы Департамента экономической безопасности Андрей Пилипчук рассказал газете ВЗГЛЯД, что фигуранты уголовного дела подозреваются в том, что на протяжении полугода выманивали у одного из столичных коммерсантов 45 млн рублей. За эти деньги депутат «должен был стать губернатором» одного из субъектов России, а затем продвинуть бизнесмена-спонсора на пост сенатора от своего региона.
«В группу входила женщина и депутат. Кроме того, сейчас устанавливаются личности других соучастников мошенничества. В ходе переговоров мошенники бравировали своими крупными и авторитетными связями в органах власти. Они были очень хорошо организованы, действовали осторожно, применяя методы разведки и контрразведки. Они тщательно выбирали места для встреч и переговоров, мониторили местность на предмет прослушивания или слежки. Именно поэтому было так сложно их задержать», – сказал Пилипчук.
По его словам, итогом длительной операции стало задержание подозреваемых в мошенничестве в столичном регионе при передаче денег в размере 45 млн рублей.
Пилипчук отметил, что подозреваемые, судя по всему, планировали скрыться при получении денег и фактически не обладали связями, через которые можно было бы «назначить себя» губернатором и «продвинуть» бизнесмена в сенаторы.