Кассационная коллегия Верховного суда РФ во вторник признала законным решение суда первой инстанции, отказавшегося отменить перевод земель Химкинского лесопарка под строительство платной автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург», сообщает РИА «Новости». Жалобу защитников леса на решение о передаче земель суд постановил отклонить.
Мы принесли в суд доказательную базу по альтернативной дороге, но суд почему-то этого не видит
Общая площадь земель Химкинского леса, которые переводятся из лесного фонда в земли транспорта, составляет порядка 150 гектаров. Эта полоса, если на ней будет построена автомагистраль и прилегающие к ней объекты инфраструктуры, разделит лес на две части и, по утверждению экологов, уничтожит уникальные заповедные территории.
«Химкинский лес относится к защитному поясу Москвы. Этот вопрос затрагивает любого москвича», – заявил истец. По его словам, строительство трассы приведет к деградации леса в первые же годы ее эксплуатации. Заявители также подчеркнули, что «из-за ужасной экологической ситуации в районе» (уже построенной трассы, свалки) у живущих здесь детей начались проблемы с органами дыхания, передает ИТАР-ТАСС.
В свою очередь, представители правительства отметили, что при проектировании трассы была соблюдена установленная законом процедура и имеются все необходимые документы.
После завершения заседания активисты заявили о своем намерении подавать иск в Европейский суд по правам человека. «Очевидно, что все было на нашей стороне. Мы принесли в суд доказательную базу по альтернативной дороге, но суд почему-то этого не видит. Будем подавать иск в Страсбургский суд для отмены решения по уничтожению леса», – приводит РИА «Новости» слова лидера Движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой.
Чирикова напомнила, что ВЭБ и Сбербанк РФ заключили в понедельник кредитное соглашение на 29,2 млрд рублей с ООО «Северо-Западная концессионная компания» по финансированию проекта строительства скоростной автомобильной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» на участке 15–58 км.
«Это говорит о том, что данный проект по схеме государственно-частного партнерства с привлечением западных денег не очень-то проходит. Западные инвесторы не хотят вкладывать в проект деньги, потому что он социально и экологически опасен. А мы, если мы теряем этот лес, – теряем свой образ жизни», – сказала она.
Напомним, 5 ноября 2009 года распоряжением федерального правительства «земли лесного фонда площадью 144,8821 га переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги». После того как 1 марта это решение было признано законным Верховным судом РФ, препятствий для начала строительных работ не осталось – даже если экологи смогут выиграть процесс в Страсбургском суде, застройщики не обязаны ждать окончания разбирательства, как они должны были это делать до завершения судов в России.
История борьбы жителей Химок и активистов-экологов против прохождения через Химкинский заповедный лес участка новой федеральной трассы «Москва – Санкт-Петербург» тянется с 2007 года, когда впервые стало известно, что новую магистраль (к тому же платную) планируется проложить непосредственно через лес без применения дорогостоящих решений типа тоннелей и эстакад. Строители ограничатся только шумозащитными экранами. Однако многие жители Химок и экологи полагают, что автомагистраль шумом, газами и вибрацией разрушит экосистему леса.
В противостоянии химкинцев и властей не обошлось без жертв. 13 ноября 2008 года городской журналист Михаил Бекетов, возглавлявший местное издание «Химкинская правда», бывший одним из самых активных защитников леса, был жестоко избит неизвестными возле своего дома; врачам удалось спасти его жизнь, однако он остался инвалидом. Бекетову сделали семь операций, ампутировали ногу и пальцы на руке.
Еще один из команды химкинских оппозиционеров, верстальщик газеты «Гражданское согласие» Сергей Протазанов был убит неизвестными. Общественники заявили, что преступление было совершено с целью запугать протестную группу.
Согласно проекту, магистраль пройдет через район Бусиново, восточнее Ленинградского шоссе. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, а его стоимость − 60 млрд рублей. На новой трассе должно быть построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а в Петербурге дорога должна слиться с дорогой на Финляндию.
В Росавтодоре заявляют, что новое 643-километровое шоссе будет прямым, быстрым (максимально разрешенная скорость – 150 км/ч) и широким (10 полос на выезде из Москвы, 8 – из Санкт-Петербурга). Ориентировочная стоимость проезда составит 3 рубля за 1 км, то есть поездка от одной столицы до другой займет 4–4,5 часа и обойдется в 2 тыс. рублей, не считая расходов на бензин.