1 июня российский экипаж яхты «Петр I» попытается установить новый мировой рекорд. Как сообщается на сайте яхтсменов, маршрут экспедиции будет пролегать по северному морскому пути. Его протяженность по генеральному курсу – 12,5 тыс. миль, 3,5 из которых придется пройти в тяжелых ледовых условиях. За время экспедиции экипаж посетит три самые крайние материковые точки России: восточную – мыс Дежнева на Чукотке, северную – мыс Челюскина, западную – на Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря. Как говорит молодой капитан яхты Даниил Гаврилов, к середине ноября «Петр I» должен вернуться обратно в Петербург.
Ни одно судно в мире – ни парусное, ни моторное – не проходило по этому самому короткому и опасному кругосветному маршруту за одну навигацию
– Даниил, в чем уникальность этой экспедиции?
– В том, что никто и никогда не успевал пройти два севера за одно лето. Ни одно судно в мире – ни парусное, ни моторное – не проходило по этому самому короткому и опасному кругосветному маршруту за одну навигацию и без помощи ледокола.
Ледовая обстановка в этих местах обычно складывается так, что когда есть нормальные условия на российском побережье Северного Ледовитого океана, в Канаде уже начинается замерзание, и наоборот. Наиболее благоприятная ситуация была в прошлом году, когда закончился очередной 11-летний цикл солнечной активности. Начиная с этого года, пойдет ухудшение ледовой обстановки. Если бы мы не организовали экспедицию в этом году, потом было бы уже поздно.
– Как можно пройти таким сложным маршрутом без ледокола? Тем более на таком не самом мощном судне, как яхта?
– Да, это непростая задача. Но мне кажется, просто следовать на яхте за ледоколом неинтересно. Поэтому мы решили идти сами. От наших партнеров из института Арктики и Антарктики мы будем получать полноценную информацию о ледовой обстановке, будем выбирать участки с чистой водой, свободной ото льда. На всякий случай мы заключили договор с Атомфлотом. В случае нештатной ситуации к нам на помощь могут прийти ледокол и вертолет.
– Экипаж яхты состоит из восьми человек, почти все – моложе 25 лет. Очень молодая команда…
– Но при этом опытная. Все – с парусными правами. Мне тоже 25. На яхте я с четырех лет, а в восемнадцать стал капитаном, самым молодым капитаном парусного судна в Петербурге.
Даниил Гаврилов хочет обогнать в установлении рекорда норвежцев (фото: rusarc.ru) |
– Наверняка вам помогает опытный руководитель экспедиции – ваш отец?
- Да, отец сам ходил по северному морскому пути на яхте «Апостол Андрей», все там знает. Поэтому на отдельных, самых «забойных» участках маршрута отец будет присоединяться к нам. Например, при прохождении пролива Вилькицкого, где находится самая северная точка Евразии – мыс Челюскин. Он будет выполнять обязанности метеоролога.
– Расскажите об истории яхты. Когда она была построена? Когда попала в ваши руки?
– Ее построили в 1992 году в Магнитогорске – специально под пересечение Атлантики. После этого она действительно участвовала в трансатлантическом плавании в честь 500-летия открытия Америки. Мы купили ее весной прошлого года и вскоре заняли на ней второе место в регате The Tall Ships’ Race-2009. Начиная с весны прошлого года, мы начали принципиальную подготовку к будущему арктическому путешествию. Сказать, что за это время яхта была модернизирована, – это ничего не сказать. Мы полностью вынули из нее все, что в ней было, до металла очистили, напылили 5-8 сантиметров пены, чтобы в путешествии не было холодно, поменяли полностью электропроводку, заменили оборудование и т.д.
Сейчас внутри яхты четыре полноценные каюты и кубрик. Длина яхты – 18,5 метров, ширина – 4,6 метра, осадка – 3 метра. Замечу, что одна из кают – гостевая. Это двухместная-двухспальная каюта, туда мы готовы поселить гостей, пару или одного человека.
– А это еще зачем?
– Присоединиться к нам может любой желающий почти на любом этапе экспедиции. Для них мы специально выделяем отдельную гостевую каюту. Но для участия необходимо оплатить спонсорский взнос – 350 тыс. рублей. Жестких требований к гостям у нас нет, если не будет желания, они могут не принимать участия в нашей работе. У нас профессиональный экипаж, который сам с ней справится. А гости смогут полюбоваться видами, сфотографироваться с белыми медведями и т.д.
– Девушка на корабле – быть беде?
– Совсем нет. В путешествие может отправиться любой желающий, и девушки – не исключение. У меня один из помощников капитана, например, – прекрасная молодая девушка, красавица.
– Преследует ли ваша экспедиция какие-то глобальные задачи? «Застолбить» Арктику за Россией, прославить родную страну?
– Безусловно. Как вы знаете, сейчас идет активная дележка Арктики. А маршрут, по которому мы пойдем, – это один из последних арктических рекордов, «никем не занятых». Безусловно, нам бы очень хотелось, чтобы Россия играла в этом регионе ведущую роль, и мы надеемся, что наша экспедиция этому поспособствует.
Могу сказать, что норвежцы тоже имеют виды на этот маршрут. В прошлом году одна норвежская яхта уже пыталась пройти по этому пути, но была задержана нашими пограничниками в Восточно-Сибирском море. Их подвело то, что они вовремя не оформили необходимые бумаги, не получили разрешений на переход. Есть информация, что в этом году другая норвежская яхта предпримет новую попытку.
– То есть конкуренция чувствуется?
– Мы не планируем уступать норвежцам. Регаты у нас не получится, мы выйдем в море в разное время: наша яхта – 1 июня, а норвежская, скорее всего, – 23 июня. Но в конце мы посмотрим, кто кого, кто пройдет дистанцию за меньшее количество дней. Возможно, они пойдут сначала не на восток, как мы, а на запад, в Канаду, тогда мы пойдем на встречных курсах и в какой-то момент пересечемся.
– Великая княгиня Мария Владимировна дала согласие на использование экипажем вашей яхты символов Императорского дома и Российской империи. Каким образом на вас обратила внимание глава Императорского дома Романовых?
– Само название яхты «Петр I» подтолкнуло нас обратиться за поддержкой к Российскому императорскому дому. Мы написали соответствующее прошение, и они довольно быстро откликнулись. Теперь мы можем идти под Императорским штандартом. Замечу, что официальные государственные органы не проявили к нашей экспедиции должного интереса. Я посещал Русское географическое общество в Петербурге и Москве, другие инстанции, но особой поддержки мы не получили.
– В таком случае за чей счет финансируется экспедиция?
– На данный момент – за свои деньги. От партнеров и спонсоров мы получили главным образом техническую помощь – карты, часть оборудования, от нашего норвежского партнера – краску и т.д. Впоследствии мы планируем окупить часть затрат за счет принятия на борт гостей – на сегодня уже двое изъявили такое желание, а также за счет рекламы. Сейчас мы ведем переговоры с телеканалами о трансляции новостей о нашей экспедиции.