Общество

25 марта 2010, 12:09

Эксперты и завод поспорили о причине аварии Ту-204

Фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Источник в комиссии МАК, ведущей расследование ЧП с самолетом Ту-204, случившегося в начале недели в километре от Домодедово, в четверг заявил, что пилоты не сумели воспользоваться штатной навигационной системой, именно это в условиях плохой видимости и привело к аварии. На заводе «Авиа-СП», где был изготовлен Ту-204, уверяют, что на борту есть навигатор-дублер, к тому же до взлета претензий к системе не было. А глава Росавиации выдвинул собственную версию.

Источник газеты «Коммерсантъ» в комиссии, которая занимается расследованием авиационного происшествия, случившегося 22 марта с самолетом Ту-204 RA-64011 авиакомпании «Авиастар-Ту», заявил, что виной всему может быть неисправная система навигации.

У навигационного оборудования есть дублеры. Один прибор отказал – есть другой. Поэтому самолет очень безопасный

«Ситуация в полете стала критической после того, как пилоты Ту-204 по неизвестной пока причине не смогли воспользоваться штатной навигационной системой самолета при посадке», – сообщает издание со ссылкой на источник. При этом участник расследования напомнил, что московский аэропорт Домодедово, как и большинство других современных аэропортов, оборудован так называемой курсоглиссадной навигационной системой (КГС), позволяющей пилоту даже в самых сложных метеоусловиях сажать самолет практически вслепую.

По словам экспертов, в случае подозрений на отказ КГС во время посадки пилот имеет право отказаться от нее и перейти на ручное управление. Но это накладывает на командира определенные обязательства, поскольку посадить машину вручную можно только в условиях идеальной видимости. Погодные условия в Домодедово в ночь на понедельник были крайне сложными, видимость была почти нулевой из-за сильного тумана, однако в полете, видимо, произошло некое событие, которое заставило пилота отказаться от КГС.

При этом диспетчеру летчики о своем решении почему-то не сообщили, а ориентироваться в пространстве, видимо, решили с помощью карманного GPS-навигатора – об этом свидетельствуют отрывочные ссылки на этот прибор, присутствующие в расшифрованных специалистами переговорах экипажа.

В опровержение этой версии специалисты завода «Авиа-СП», где был изготовлен Ту-204-100, совершивший жесткую ночную посадку в лесу под Домодедово, считают, что установленное на самолете навигационное оборудование не могло подвести пилотов.

«У навигационного оборудования есть дублеры. Один прибор отказал – есть другой. Поэтому самолет очень безопасный», – приводит РИА «Новости» слова представителя завода.

«Может быть, недостаточно опыта у пилотов. Не думаю, что безалаберность – какой-то рок. Но то, что причина не в самолете, – это однозначно», – резюмировал источник на предприятии-изготовителе. Он добавил, что к материальной части самолета до посадки никаких вопросов не было. «Борт даже не запрашивал аварийную посадку», – напомнил он.

Это подтверждают и первые результаты расследования, озвученные во вторник Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

«В лаборатории Межгосударственного авиационного комитета завершено считывание записей бортовых параметрического и звукового регистраторов. Предварительный анализ записей показал, что пожара, взрыва, разрушения воздушного судна в воздухе не было. До столкновения с препятствиями двигатели самолета были работоспособны», – говорится в сообщении на сайте МАК.

Отметим, кстати, что визуальное ощущение у свидетелей ЧП было совсем иным. Как заявил, в частности, один из очевидцев крушения, было видно, что корпус авиалайнера треснул в трех местах, однако крылья не оторвало, они только треснули у основания. «Вокруг места, где находится самолет, нет пожарища, также не видно просеки, которая могла образоваться при падении самолета. Такое ощущение, что самолет просто рухнул», – цитирует очевидца «БалтИнфо».

Глава Росавиации Александр Нерадько в четверг заявил, что придерживается третьей версии относительно произошедшего инцидента.

«Для меня причины очевидны, но до окончания расследования я называть их не могу. Они лежат в области человеческого фактора. Надо разбираться, что побудило экипаж снижаться ниже предельно допустимой высоты в таких метеоусловиях», – цитирует Нерадько «Московский комсомолец».

В то же время глава Росавиации определенно опроверг версию о том, что у самолета кончилось топливо. «Совершенно точно могу сказать, что это не тот случай. Топливо у самолета было, и двигатели нормально работали до столкновения с землей», – заключил чиновник.

Летчик-испытатель первого класса, полковник-инженер, профессор Марина Попович, комментируя газете ВЗГЛЯД обстоятельства катастрофы, заявила, что вероятно произошло сложение факторов: «Скорее всего, в данной катастрофе виноваты сразу несколько факторов и отказов: беда не приходит одна…

Если говорят, что у самолета шли отказы по навигации, и туман был, то без ежесекундного контроля диспетчера посадку вообще невозможно было провести

Согласно правилам, пилоты идут на навигационном автомате все три-четыре круга снижения, а затем на высоте около 250 метров, перед посадкой, отключают автомат и принимают управление на себя. Но в современной гражданской авиации есть возможность сажать судно, не переходя на ручную систему. В случае сложных погодных условий и иных причин, например, технических неисправностей, капитан обязательно должен сажать вручную».

По мнению Марины Попович, в данной катастрофе есть очевидная вина аэродромных служб, отвечающих за посадку. Диспетчер должен был предупреждать пилота, тем более в таких ужасных условиях видимости, об отклонении от курса и от глиссады даже на метр. Скорее всего этого сделано не было. «И уж если говорят, что у самолета шли отказы по навигации, и туман был, то без ежесекундного контроля диспетчера за посадочным курсом и указаний летчикам, посадку вообще невозможно было провести», - резюмировала эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, на этой неделе один из бортов компании «Авиастар-Ту» дважды за сутки попал в летное происшествие. Однако если в результате воскресной экстренной посадки в Домодедово обошлось без пострадавших, то приземление Ту-204 утром в понедельник оказалось куда более жестким. Самолет не дотянул до Домодедово около километра и сел в лесополосе.

Самолет Ту-204 следовал рейсом Хургада (Египет) – Москва без пассажиров, однако все восемь членов экипажа судна были госпитализированы, причем двое из них находились в тяжелом состоянии.

После второго происшествия в «Авиастар-Ту» заявили, что они не связаны между собой. «Нельзя увязывать оба случая. Надо разбираться: может быть, виноват аэродром, может быть, летчики приняли неправильное решение, не попали на аэродром и не увидели его из-за плохих погодных условий. Поэтому не надо торопиться с выводами о технической неисправности самолета», – сказал представитель авиакомпании.

Однако в понедельник Росавиация запретила «Авиастар-Ту» оказывать услуги по перевозке пассажиров.

А для расследования обстоятельств и причин авиационного происшествия сформирована специальная комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Федерального агентства воздушного транспорта и других федеральных органов исполнительной власти.

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ возбудило по факту аварии уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта»).

Текст: Мария Иванова

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?