Трое несовершеннолетних были задержаны в четверг в столичном районе Солнцево. В тот же день в квартирах ребят прошли обыски, в ходе которых было найдено более килограмма тротила, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах столицы. Официального подтверждения информации со стороны ГУВД Москвы пока нет.
Криминалисты предположили, что имеют дело не с опытными боевиками, работавшими в горячих точках, а скорее с юными анархистами или националистами
Между тем, по версии следствия, несовершеннолетние взрывники могут иметь отношение более чем к 30 взрывам в столице и Подмосковье, включая взрыв в торговом павильоне возле станции метро «Пражская» в декабре 2008 года. Возможно также, что они состоят в одной из молодежных неонацистских группировок, сообщил собеседник агентства. Все эти версии проверяются в ходе следственных действий – в частности, именно поэтому имена задержанных не называются, известен лишь возраст – всем троим по 15 лет.
Пока следствию не удалось найти доказательства причастности подростков к терактам, они обвиняются в незаконном хранении взрывчатых веществ – именно по этой статье Уголовного кодекса возбуждено уголовное дело. Впрочем, оно может быть в любой момент переквалифицировано на более тяжкое.
Напомним, что взрыв у станции метро «Пражская» произошел 20 декабря 2008 года. Тогда бомба взорвалась в торговых рядах около вестибюля метро, пострадали более 10 человек. Взрыв произошел около павильона с женским бельем. Свидетели показали, что незадолго до взрыва к палатке подходили двое мужчин, оставившие
там пакет. По их описаниям был составлен фоторобот.
Мощность безоболочного взрывного устройства, по расчетам криминалистов, составила около 50 граммов тротилового эквивалента. Ранее по этому делу виновных найти не удавалось. Внимание экспертов привлекло то, что конструкция бомбы оказалась идентичной нескольким другим, ранее взорвавшимся в столице. Алюминиевая пудра и селитра были в такой же пропорции смешаны и при взрыве на железнодорожной ветке «Павелецкая», и при взрыве в церкви, сообщала тогда «Российская газета»со ссылкой на следственные органы.
Исходя из этих данных следователи заключили, что все эти взрывы произвела одна группа, и по фотороботу был организован поиск. Поскольку при взрывах применялась самодельная, а не фабричная взрывчатка, криминалисты предположили, что имеют дело не с опытными боевиками, работавшими в горячих точках, а скорее с юными анархистами или националистами. В пользу этого предположения говорило и то, что взрыв прогремел именно 20 декабря, в день работников ФСБ.
Судя по тому, что подозреваемых в терактах обнаружили более чем через год после взрыва на «Пражской», найти подростков милиционерам помогли оперативные связи и информаторы. Дело в том, что фотороботы, притом что с момента теракта прошло немало времени, уже должны были потерять эффективность.
Отметим, что поскольку задержанные являются несовершеннолетними, наказание для них вряд ли будет слишком суровым – российское уголовное законодательство считает малолетство смягчающим обстоятельством. А если подростков будет судить суд присяжных, возможен и оправдательный приговор: в последние годы в Москве вынесено несколько таких приговоров по делам молодежных националистических группировок.
Между тем суда присяжных задержанные могут и не дождаться: в Москве законодатели рассматривают пакет поправок в федеральные законы, которые выводят дела, связанные с экстремизмом и национальной рознью, из-под юрисдикции суда присяжных. «Это репрессивные меры», − признается один из авторов этих поправок, депутат МГД Александр Семенников. В свою очередь, Общественная палата в лице адвокатов Анатолия Кучерены и Генри Резника протестует против этих поправок и будет оспаривать их в Госдуме. По мнению юристов, особенности российской судебной системы не дают профессиональным судьям выносить оправдательные приговоры, поэтому шансы на справедливое рассмотрение подобных дел без суда присяжных невелики.