Поддерживая стремление Верховного суда минимизировать число подследственных, находящихся в СИЗО, Дмитрий Медведев, тем не менее, предложил установить высокий минимальный размер залога для подследственных, сообщает РИА «Новости».
Некоторые из фигурантов громких уголовных дел отпускаются из СИЗО без залога – под поручительство ответственных лиц
«Предлагаю установить достаточно высокий размер залога, который будет варьироваться от 500 тысяч рублей за совершение достаточно серьезных действий, и минимальный размер залога от 100 тысяч рублей при преступлениях небольшой тяжести», − заявил президент на встрече с предпринимателями в своей резиденции в Барвихе.
Учитывая, что не все смогут внести такой залог (экономические преступления – это и мелкое незаконное предпринимательство, и уклонение от налогов, и тому подобные составы преступлений), глава государства предложил брать в залог также и недвижимость, принадлежащую подозреваемым.
«Очень хорошая идея, − сказал газете ВЗГЛЯД Леонид Ольшанский. – В конце концов, залог отдается государству не безвозвратно, это надо помнить. Если человек не уходил в бега, хорошо себя вел, то залог ему возвращается. Свобода – вот о чем надо думать в первую очередь, а не о квартирах».
Однако эксперты отмечают, что пока не проработан вопрос – будут ли браться в залог квартиры, находящиеся в долевой собственности, и что будет с квартирами, обремененными проживающими там несовершеннолетними. Эти и другие подобные нюансы еще предстоит «прописать» авторам будущих поправок.
По нынешнему уголовно-процессуальному законодательству такая мера, как освобождение из следственного изолятора под залог, предусмотрена и часто практикуется именно по поводу экономических преступлений. При этом «нижней планки» залога не существует. Сейчас же власти предлагают ввести этот нижний предел.
Так, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявлял, что ВС РФ готовит поправки, в соответствии с которыми подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести предполагается отпускать под залог не менее 5 тыс. рублей, а тех, кто проходит по тяжким и особо тяжким преступлениям, − минимум за 200 тысяч. Предложения Министерства юстиции были еще внушительнее: минимальный размер залога, по планам Минюста, составил бы 50 тыс. рублей, а для обвиняемых в тяжком преступлении − 250 тысяч. Дмитрий Медведев, отметим, предложил вдвое большие «тарифы», чем Минюст.
При этом ограничивать верхний предел суммы залога не планируется.
Напомним, что за последнее время под залог из СИЗО отпускали подозреваемых самого разного рода – в основном речь шла именно о «экономистах». Так, один из самых крупных залогов в практике российского правосудия был внесен за экс-замдиректора ЮКОСа Василия Алексаняна – отпустили его из изолятора на лечение за 50 млн рублей.
За 15 млн рублей в прошлом году был отпущен под залог заместитель председателя правления Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) Иван Бибинов, обвиняемый в хищении денежных средств банка. В десять раз меньше заплатил бывший руководитель «Ипотечной корпорации Московской области» (ИКМО) Дмитрий Демидов, обвиняемый в мошенничестве; правда, он, оказавшись на свободе, пытался скрыться от правосудия и был позже задержан.
Впрочем, некоторые из фигурантов громких уголовных дел отпускаются из СИЗО без залога – под поручительство ответственных лиц. Именно так 16 февраля вышел из следственного изолятора глава столичного комитета по рекламе, информации и оформлению Владимир Макаров – чиновника, которого обвиняют в нанесении ущерба городу на сумму в 130 млн рублей путем незаконного предоставления скидок на рекламу, взял на поруки первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин.