СК РФ в четверг обнародовал статистику расследования преступлений коррупционного характера в 2010 году. По данным ведомства, в течение года следователи рассмотрели 31251 сообщение о коррупционных преступлениях, по результатам было возбуждено 11465 уголовных дел.
Это совершенно несопоставимо с тем масштабом коррупционных деяний, которые совершаются в стране
«За совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 71 следователя органов внутренних дел, 3 следователей наркоконтроля, 11 следователей Следственного комитета, 13 прокуроров, 35 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов органов местного самоуправления, 217 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, 1 депутата Государственной думы и 2 судей», – говорится в сообщении ведомства.
Всего в производстве следователей СК РФ находились 15475 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, по 6403 делам расследование было завершено.
«В общем количестве уголовных дел, направленных в суд, преобладают дела о служебном подлоге (ст. 292) – 320; о превышении должностных полномочий (ст. 286) – 474; о мошенничестве (ч. 3 ст. 159) – 876; о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285) – 638; о получении взятки (ст. 290) – 1084; о даче взятки (ст. 291 УК РФ) – 1977», – указывают следователи.
Общий размер причиненного ущерба по расследованным коррупционным делам, по данным Следственного комитета, составил около 8 млрд рублей, из которых возмещены 2 миллиарда. Наложен арест на имущество на сумму более 600 млн рублей.
Следственный комитет, отмечается в сообщении, также принимал участие в разработке ряда законопроектов и направлял законодательные предложения в Госдуму. «Сотрудники Следственного комитета участвовали в подготовке и рассмотрении законопроектов по вопросам конфискации имущества по коррупционным преступлениям, введения меры уголовного наказания за преступления коррупционной направленности в виде кратного штрафа, конкретизации подследственности Следственного комитета по коррупционным преступлениям, связанным с получением и дачей взятки. Реализованы законодательные предложения Следственного комитета, направленные на предупреждение рейдерских захватов, разработаны методические рекомендации по применению норм главы УПК, предусматривающей привлечение к ответственности лиц особого правового статуса.
Сформулированы конкретные предложения по использованию в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. Одновременно с этим предлагается наделить следователя правом давать необходимые поручения органам дознания на стадии проверки сообщения о преступлении», – сообщили в СК РФ.
Между тем накануне руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин заявил, что количество выявленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, возросло. Приведенные им данные совпадают с цифрами, опубликованными СК РФ: за 10 месяцев этого года органами правопорядка выявлено более 11 тыс. преступлений, связанных со взяточничеством, более 3,5 тысяч человек осуждены.
По словам Нарышкина, «сумма взяток по преступлениям в данных категориях превысила полмиллиарда рублей». «Зарегистрировано почти 1,5 тыс. преступлений, связанных с коммерческим подкупом на сумму более 150 млн рублей, осуждены 250 человек», – заявил руководитель АП РФ в интервью «Российской газете».
Нарышкин напомнил, что в скором времени заработают законы, по которым за коррупционные преступления осужденные будут платить кратные штрафы, в зависимости от суммы взятки и тяжести последствий совершенного деяния. Максимальный размер штрафа составит стократную сумму взятки.
Кроме того, Уголовный кодекс пополнится еще одной статьей – «Посредничество во взяточничестве». Так как «квалифицированные коррупционеры» зачастую пользуются услугами разного рода посредников, то «в целях пресечения подобных коррупционных схем посредник во взяточничестве будет привлекаться по отдельной уголовной статье, – отметил Нарышкин. – Самое главное – наше общество должно объединиться для борьбы с коррупцией. Для успеха необходим перелом в общественном сознании», – заявил он.
«К сожалению, 11 тысяч возбужденных уголовных дел – немало, и число продолжает расти, – сказал газете ВЗГЛЯД заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков. – Но это совершенно несопоставимо с тем масштабом коррупционных деяний, которые совершаются в стране. С моей личной точки зрения, в коррупционные процессы в стране вовлечены не менее 6 миллионов человек, а может быть, и больше. Это если брать номенклатурную коррупцию. А если взять бытовую коррупцию – взятки врачам, учителям, в ЖЭКах, то счет пойдет на десятки миллионов. Серьезных коррупционных преступлений совершается не меньше нескольких миллионов».
Такая мера, как кратные штрафы и привлечение посредников к ответственности, по его мнению, будет действовать «в отдельных частных случаях, но причины и условия возникновения коррупционных явлений это не будет устранять».
«Никого не останавливал страх. Надо понимать, что инстинкт самосохранения – не самый сильный. Инстинкт стяжательства намного сильнее. В этом отношении помогает неотвратимость, а сегодняшняя статистика как раз опровергает неотвратимость. Если в стране совершаются миллионы коррупционных преступлений, а уголовных дел возбуждается 11 тысяч, то вероятность наказания очень невысока, значит, неотвратимости в коррупционных вопросах нет. Такие меры не помогут, если только в частных случаях. Вообще говоря, даже расстрелы не помогут. Сегодня известны только несколько эффективных механизмов, все они сводятся к отлаженной системе контроля. Если ее нет – придумывайте, что хотите, схема работать не будет», – отметил депутат.