Президент Дмитрий Медведев отреагировал на заявление следователя кущевской милиции Екатерины Рогозы, накануне направившей главе государства видеозапись с просьбой разобраться в ситуации с расследованием массового убийства. Она утверждает, что «проверка деятельности правоохранительных органов в районе после убийства 12 человек в станице Кущевской проводится формально, без учета ответственности за ситуацию крупных руководителей силовых органов».
К ответственности привлекут сотрудников, которые, не имея выбора, выполняли волю заинтересованных начальников и прокуроров
Во вторник президент дал поручение генпрокурору Юрию Чайке взять под контроль расследование обстоятельств, изложенных в видеообращении, говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
Напомним, в минувший понедельник следователь Кущевского ОВД Екатерина Рогоза выложила в Интернет видеозапись, в которой обращалась к Дмитрию Медведеву с просьбой не оставить без возмездия коррумпированных чиновников и тех, кто пытается уйти от ответственности.
«2 декабря вы (Дмитрий Медведев) поручили губернатору Краснодарского края и полномочному представителю в Южном федеральном округе провести проверку, целью которой является выявление должностных лиц, виновных в преступлениях, которые на протяжении многих лет происходили в станице Кущевской», – так начала свой рассказ Рогоза.
Она сообщила: сотрудники милиции опасаются, что проверка будет проведена «формально и необъективно». В результате пострадают рядовые сотрудники, а не высокопоставленные чиновники, которые «долгое время покровительствовали преступникам». «К ответственности привлекут сотрудников, которые, не имея выбора, выполняли волю заинтересованных начальников и прокуроров, – уверена следователь. – Данные продажные чиновники, опасаясь потерять свои кресла и должности, пытаются сделать все, чтобы переложить ответственность за свои преступления на других, а именно на простых сотрудников, у которых нет больших связей и возможности себя защитить».
Екатерина Рогоза утверждает: одним из «простых» работников правоохранительных органов является и она сама. Следователь уточнила, что в июне 2009 года она вела «дело гражданина Алексеева» (Владимира Алексеева – одного из предполагаемых участников массового убийства). Как сообщает девушка, Алексеев, угрожая расправой одному из местных жителей, потребовал от жителя 2 млн рублей. «Прокурор Кущевского района (Юрий Закройщиков) вызвал меня и моего начальника к себе в кабинет. Следует отметить, что когда мы явились, секретарь попросила нас подождать, так как в кабинете находились посетители. Через несколько минут они вышли, среди них был Цапок», – утверждает следователь.
По ее словам, в кабинете прокурор дал девушке устное указание отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. «Он утверждал, что заявитель просто не хочет выплачивать долг уважаемым людям», – говорила Рогоза. Девушка добавила, что прокурор возьмет дело под свой личный контроль.
Как и просил ее прокурор, следователь в возбуждении дела отказала, и оно было направлено в прокуратуру Кущевского района для рассмотрения на законность отказа. «26 ноября 2010 года по прошествии 17 месяцев в ходе прокурорской проверки поступило указание о возбуждении уголовного дела в отношении Алексеева. В этой связи Главным следственным управлением при ГУВД по Краснодарскому краю была проведена служебная проверка, в ходе которой я написала объяснительную, в которой я изложила все обстоятельства об отказе возбуждать уголовное дело», – обращалась девушка к президенту.
Рогоза рассказала, что сотрудник, проводивший проверку в отношении нее, прочитав объяснительную, сказал, что нужно ее переписать таким образом, чтобы в ней не фигурировал прокурор района, при этом пообещал, что после этого у девушки «не будет никаких неблагоприятных последствий». Но девушка настояла на своем и отправила в Главное следовательское управление (ГСУ) первоначальное объяснение. Теперь же, по словам следователя, из-за этих действий Следственный комитет проводит проверку в отношении девушки.
«Кроме того, в СМИ появились статьи с заголовками «Следовательница из Кущевской покрывала бандитов», «Следователь закрывала дела боевого беспредела» и так далее. В материалах граждан России пытаются убедить в том, что я, девушка, следователь, отработавшая всего три года в правоохранительных органах, вступила в коррумпированную связь с местной мафией, и ни руководитель УВД, ни прокурор не в силах со мной совладать», – жалуется Рогоза.
«После того как я вынесла постановление об отказе от возбуждения дела данный материал для изучения был направлен во все надзорные инстанции, в том числе в краевую прокуратуру и в Главное следственное управление, и ни один из этих органов не усмотрел там состава преступления», – рассказала она.
Теперь же против девушки возбуждают дело, поскольку проверка показала, что закрытие дела в отношении Алексеева было незаконным. «Напрашивается вопрос: кому выгодно в отношении меня уголовное дело? От себя и от лица сотрудников ОВД по Кущевскому району, которые честно выполняют свой служебный долг, прошу вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, объективно разобраться в сложившейся ситуации, и чтобы ни один из покровительствовавших бандитам чиновников не избежал ответственности перед законом», – подытожила Рогоза.
В интервью «Русской службе новостей» Рогоза рассказала, что была уверена, что Владимир Алексеев, из-за которого и началась вся история, не виновен в деле. «На тот момент, когда я выносила постановление об отказе от возбуждения уголовного дела (против Владимира Алексеева (Вова Беспредел), которого сейчас объявили в международный розыск по делу об убийстве 12 человек в Кущевской), я не думала о том, что выношу какое-то незаконное решение. Прокурор района убедил меня в том, что по данному виду преступления отсутствует состав какого-либо преступления. Он навязал мне своё мнение», – сказала девушка. Также она добавила, что не собирается терпеть нападки со стороны СМИ и намерена подать в суд на недобросовестных работников газет.
Она также призналась, что боится за свою судьбу, хотя никаких угроз после опубликования видеообращения к Медведеву к ней не поступало.
Отметим, что Следственный комитет приступил к изучению видеообращения Рогозы. По данным СК, изложенные в видеообращении факты исследуются, а также повторно будут изучены причины прекращения уголовных дел, о которых говорится в сообщении.
Напомним, 2 декабря президент РФ поручил губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву и полпреду главы государства в ЮФО Владимиру Устинову провести проверки краевой администрации на предмет выявления чиновников, которые, возможно, ответственны за существование банды в станице Кущевской. Медведев дал две недели на представление ему предложений об ответственности причастных лиц, отметив, что, «скорее всего, речь может идти о вине в форме неосторожности и небрежности».
«Тем не менее проверить надо: может быть, конечно, и более экзотическая ситуация. Всех, кто должен был следить за порядком, но не делал этого или делал ненадлежащим образом, нужно будет наказать, вплоть до увольнения, с тем, чтобы эта ситуация больше никогда не повторилась в любых других частях края и округа», – сказал Медведев. Он отметил, что имеет в виду ситуацию, когда «преступники в течение целого ряда лет терроризируют район или станицу, а краевая власть ничего не предпринимает».
«Преступная группировка существовала в течение определенного количества лет, возникает вопрос: почему не было реакции со стороны органов самоуправления, краевой администрации и представительств», – сказал Медведев. По его словам, основные виновные в преступлениях группировки изобличены, арестованы и «должны быть преданы суду».
Глава государства напомнил, что ему пришлось уволить начальника краевого управления внутренних дел, по поручению главы государства генпрокурор принял решение об освобождении районного прокурора и о дисциплинарной ответственности целого ряда руководящих сотрудников прокуратуры края, служебная проверка проводится по линии Следственного комитета и ФСБ. «Очевидно, что и в области государственного управления, я имею в виду в данном случае краевые власти и представительства президента в ЮФО, ситуация должна получить свою оценку», – подчеркнул президент.