В Хамовническом суде Москвы в четверг завершилось оглашение приговора бывшему главе НК «ЮКОС» Михаилу Ходорковскому и экс-руководителю МФО «Менатеп» Платону Лебедеву.
Суд оценивает показания Лебедева, данные им в судебном заседании, как противоречивые, оценивает их критически
Ходорковский получил 13,5 лет колонии общего режима. С учетом полугода, которые остались у него с приговора по первому делу, сидеть, по решению судьи Виктора Данилкина, он должен 14 лет. Столько же предстоит провести в заключении по совокупности с первым приговором Лебедеву. Ранее в ходе прений сторон гособвинители просили осудить обвиняемых на 14 лет лишения свободы.
Ранее Данилкин зачитал в приговоре, что не нашел оснований для назначения подсудимым условного наказания. «Исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества. Суд не находит оснований для применения условного наказания», – говорится в приговоре суда, передает «Интерфакс».
Судья отметил, что преступные деяния совершались Ходорковским и Лебедевым в составе организованной группы, члены которой находятся в международном розыске, и совершались не однократно, а в течение длительного периода.
Обвиняемые признаны виновными по статьям УК РФ «Хищение» и «Легализация денежных средств, полученных преступным путем». При этом, заявил судья Данилкин, суд квалифицировал обвинение Ходорковскому и Лебедеву с учетом президентских поправок, смягчающих ответственность по экономическим преступлениям.
В приговоре говорится, что суд не нашел оснований для освобождения подсудимых от наказания. «Ходорковский и Лебедев могут и должны нести наказание за совершение преступных деяний», – цитирует текст документа РИА «Новости».
Судья критически высказался о доводах защиты, которая заявляла, что обвиняемых повторно судят за одно и то же, и напомнил, что оба процесса ведутся по обвинению по разным статьям УК РФ и инкриминируемые преступные деяния, рассматриваемые Мещанским и Хамовническим судом, были совершены в разные временные периоды.
Говоря о показаниях свидетелей защиты, судья Данилкин подчеркнул, что часть из них не относится к данному уголовному делу, часть «не может быть принята как объективная» и не опровергает факт хищения нефти, а некоторые показания суд посчитал не соответствующими действительности, передает ИТАР-ТАСС.
Показания же самого Ходорковского только подтверждают его вину, отметил Данилкин.
Оглашая приговор, судья Виктор Данилкин заявил, что вина Ходорковского и Лебедева подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. При этом денежные средства, являвшиеся прибылью от реализации нефти некоторых компаний, обвиняемые изымали лично.
«Суд оценивает показания Лебедева, данные им в судебном заседании, как противоречивые, оценивает их критически», – отметил он, добавив, что так же оцениваются показания Ходорковского.
Суд не нашел обстоятельств, отягчающих вину подсудимых. В качестве смягчающих обстоятельств суд учел наличие у них на иждивении несовершеннолетних детей, а также состояние здоровья Лебедева, у которого диагностирован ряд хронических заболеваний.
Доказанное обвинение
Ходорковский и Лебедев могут и должны нести наказание за совершение преступных деяний
Обвинительный вердикт по второму делу бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева был вынесен в понедельник утром. Отметим, что он практически дословно повторяет подготовленное обвинительное заключение.
Еще в ноябре в ходе прений сторон гособвинитель Гулчехра Ибрагимова заявила, что вина Михаила Ходорковского и Платона Лебедева полностью доказана исследованными в суде доказательствами: «Анализ совокупности доказательств показывает, что обвинения подсудимых нашли подтверждение», – подчеркнула она. При этом прокуратура просила суд, чтобы действия подсудимых расценивались по редакции закона от 2010 года, которая предусматривает смягчение наказания по экономическим преступлениям. Позднее обвинение уточнило, какой приговор по этому делу считает справедливым: 14 лет лишения свободы.
Суд за сроком давности прекратил уголовное преследование Ходорковского и Лебедева по части обвинений. Но в итоге оба подсудимых признаны виновными в присвоении чужого имущества с использованием служебного положения.
«Суд установил, что Ходорковский и Лебедев совершили присвоение чужого имущества с использованием служебного положения», – зачитал в первый день оглашения приговора судья Виктор Данилкин, передает «Интерфакс».
«Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы распоряжались похищенным по своему усмотрению, направляя основную часть средств для собственного обогащения, а меньшую часть – в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку и создать возможность дальнейшего продолжения хищений», – цитирует текст приговора РИА «Новости».
В обвинительном вердикте суд пояснил, каким образом обвиняемые осуществляли хищение нефти. Согласно резолютивной части постановления, ЮКОС составлял фиктивные договоры купли-продажи нефти и скупал продукцию у своих дочерних компаний по заниженным ценам. А в целях «облегчения совершения преступлений» экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и экс-руководитель «Менатепа» Платон Лебедев зарегистрировали компании в оффшорных зонах. «С целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению похищенной нефтью Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы оформили от имени ОАО «НК «ЮКОС» фиктивные договоры ее купли-продажи с подставными фирмами на внутреннем и внешнем рынке, то есть совершили легализацию имущества, добытого преступным путем», – говорится в тексте заключения.
Во второй день зачитывания приговора судья Виктор Данилкин особо отметил, что показания ряда экс-сотрудников ЮКОСа, которые те давали в ходе предварительного следствия, подтверждают вину экс-главы компании Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева. Среди свидетелей значатся несколько человек, работающих в финансовых подразделениях ООО «ЮКОС-Москва», ЗАО «ЮКОС РМ», а также гендиректор подконтрольной в прошлом НК «ЮКОС» компании «Форест-Ойл» Алла Карасева, обвиняемая в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Неоднократно упоминаются и экс-сотрудники самого ЮКОСа – бывшие руководители «дочек» компании Владимир Малаховский и Владимир Переверзин, осужденные на длительные сроки за хищение 13 млрд долларов. Кроме того, суд ссылается на показания находящегося в розыске экс-казначея ЮКОСа Андрея Леоновича и экс-руководителя подконтрольной ЮКОСу организации «Фарг ойл» Антонио Вальдеса-Гарсиа, дело в отношении которого приостановлено.
Появление этих фамилий не случайно. В приговоре говорится, что Ходорковский и Лебедев подкупали акционеров и менеджмент, которые могли бы оказать сопротивление их планам.
Виктор Данилкин уточнил, что подсудимые тщательно распланировали и подготовили условия для заключения заведомо невыгодных для нефтедобывающих компаний договоров по купле-продаже нефти и скважинной жидкости, которые совершались и должны были совершаться в будущем. По ходу процесса подсудимые указывали, что эти соглашения были одобрены на общих собраниях акционеров Юганскнефтегаза, Самаранефтегаза и Томскнефти. Но суд пришел к выводу, что часть этих акционеров были введены в заблуждение о существе сделок, а другая часть были заинтересованы, поскольку на этих людей были оформлены акции. Соответственно, голосовали они незаконно. И наконец, «неподконтрольных» им акционеров и высший менеджмент, подсудимые подкупали: «Подкуп был совершен путем выплат незаконных вознаграждений со счетов подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву иностранных компаний», – говорится в приговоре.
В третий день зачитывания приговора суд подтвердил, что перечисленные преступления были совершены умышленно.
Закрытое дело
Приговор зачитывался не один день. В первый из них сразу после оглашения обвинительного вердикта был объявлен 15-минутный перерыв, а по его окончании журналистов в зал уже не пустили, сославшись на то, что оглашение приговора началось, сообщает РИА «Новости», однако уже после этого в зал прошли и прокуроры, и адвокаты.
Отметим, что оглашение и обвинительного вердикта проходило в закрытом режиме. В ходе всего процесса по второму делу Ходорковского – Лебедева – одного из самых освещаемых в России – журналисты могли работать не в самом зале судебного заседания, где слушалось дело, а в специально отведенном зале для прессы, где на трех экранах шла прямая трансляция слушаний. Однако в понедельник Хамовнический суд отменил трансляцию в зале для прессы. Непосредственно в зал заседаний попали съемочные группы российских и зарубежных телеканалов и около 30 представителей пишущих СМИ.
Во время оглашения приговора в первый день из зала суда была удалена и супруга Ходорковского Наталья Терехова. По словам адвоката, причины этого решения озвучены не были.
Начало оглашения приговора ранее было назначено на 15 декабря, но его перенесли. Причем причины такого решения в суде не сообщались, адвокаты предположили, что судья Виктор Данилкин мог не успеть написать текст приговора.
История вопроса
Дело ЮКОСа – одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство компании в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной компании «Роснефть».
Официальные лица и общественность западных стран считают дело ЮКОСа политически мотивированным. Почти в каждом интервью зарубежные журналисты спрашивают руководителей Российской Федерации о Ходорковском. Иногда такие вопросы звучат в ходе общения глав государства и правительства с телезрителями. Российские власти политическую подоплеку дела категорически опровергают, подчеркивая, что исполнительная власть не может влиять на решения судебной власти.
Премьер Владимир Путин, отвечая на вопросы о Ходорковском, отмечает, что в России независимый суд, но при этом высказывает убежденность, что «вор должен сидеть в тюрьме». «Мы должны исходить из того, что преступление Ходорковского в суде доказано», – заявил глава правительства 16 декабря во время «прямой линии». Однако 24 декабря президент Дмитрий Медведев в ходе итогового интервью федеральным каналам отметил, что «ни президент, ни любое иное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свое мнение на этот счет до вынесения приговора – или обвинительного, или оправдательного».
По второму делу, которое начало рассматриваться в Хамовническом суде в прошлом году, Ходорковский и Лебедев обвинялись в хищении всей нефти, добытой ЮКОСом с 1998-го по 2003 год, – это 350 млн тонн, или около 20% всей нефти, добытой в России.
Согласно обвинительному заключению, фигуранты дела осуществляли преступную деятельность в нефтяном комплексе страны. Преступления «носили корыстный характер с целью личного обогащения и совершались в составе организованной группы». «При этом организованная группа принимала активные меры по сокрытию преступлений», – заявила в ходе прений представитель гособвинения. Расшифровывая обвинение попунктно, прокурор заявила: доказано, что Ходорковский и Лебедев похитили акции «Восточной нефтяной компании», затем, легализуя их, совершили фиктивные операции. Таким образом они приобрели право на стратегическое и оперативное управление «дочками» ВНК: ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Юганскнефтегаз». При этом сделки по обмену акций проводились по очень сложным схемам с целью запутывания их противоправного характера.
Между тем, как передают журналисты из зала суда, судья Данилкин эпизоды, касающиеся ВНК, не зачитывает – вероятно, потому что ранее прокуроры попросили признать фигурантов дела виновными в хищении акций ВНК, однако настаивали на прекращении данного эпизода и освобождении подсудимых от уголовной ответственности, поскольку, по их мнению, по этой части обвинений истек десятилетний срок давности.
Приговор по первому делу был вынесен 31 мая 2005 года. Мещанский районный суд Москвы признал Ходорковского виновным по семи статьям УК РФ и приговорил к девяти годам лишения свободы. 22 сентября 2005 года кассационная инстанция Мосгорсуда снизила срок наказания до восьми лет заключения.