В федеральном суде Южного округа Нью-Йорка прошли досудебные слушания по делу российского летчика Константина Ярошенко, обвиняемого властями США в контрабанде наркотиков.
Никаких действий Ярошенко, направленных против граждан США либо против самих США, не было
Как сообщили адвокаты Ярошенко Ли Гинсберг и Анна Браун, в суде состоялись устные прения сторон. Защита, в частности, заявила ходатайство о закрытии дела Ярошенко, сообщает РИА «Новости».
Адвокаты выдвинули три пункта ходатайства в связи с отсутствием юрисдикции американского суда и многочисленными процессуальными нарушениями спецслужб США при сборе доказательств и транспортировке российского гражданина в Штаты.
Ярошенко появился в зале суда в синей тюремной робе поверх белой майки. Он выглядел несколько бледным. Адвокат сообщила, что у него были проблемы со здоровьем, но сейчас его состояние нормальное.
В ходе заседания прокурор предоставил суду аналогичный громкий прецедент с одним из известнейших «черных дилеров» на рынке оружия Монзиром аль-Кассаром, который был приговорен в 2009 году федеральным судом Манхэттена к 30 годам заключения за незаконную торговлю оружием. В США действует прецедентное право, то есть принятые судебные решения считаются такой же правовой нормой, как и законы, то есть впоследствии должны учитываться в аналогичных судебных процессах.
В то же время защита Ярошенко заявляет, что прецедент, предоставленный обвинением, неуместен, поскольку летчик был похищен и доставлен в США без процедуры экстрадиции. «Мы хотим доказать суду разницу этих двух случаев. Никаких действий Ярошенко, направленных против граждан США либо против самих США, не было, за исключением того, что было спровоцировано представителями спецслужб США»,– сказала журналистам адвокат Ярошенко Анна Браун.
Она отметила, что фактически россиянин был похищен из Либерии без оформления документов об экстрадиции.
Сейчас же, по словам Браун, процесс развивается в нарушение не только Декларации прав человека (на которую американская судебная система не ориентируется), но также и в противоречии с конституцией США. «Это вопрос «преступления и наказания» – может ли правосудие строиться на таких провокационных методах работы спецслужб», – подчеркнула Браун.
Она отметила, что в русле борьбы с терроризмом после 11 сентября 2001 года американская система дознания и правосудия пошла на определенные ужесточения процедур, ущемляющие традиционные представления о демократических стандартах.
Очередные слушания по делу состоятся 29 ноября, постановил федеральный судья Джед Рэйкофф. Официальный судебный процесс над Константином Ярошенко начнется в феврале 2011 года.
Напомним, российский летчик был задержан в Либерии в мае этого года в рамках проводившейся местными властями операции по поимке группы, занимавшейся контрабандой кокаина.
Согласно копии официального обвинения, датированной 1 июля 2010 года, Ярошенко «в качестве пилота и бизнесмена согласился обеспечивать поставку самолетов, пилотов и экипажей, которые должны были использоваться для перевозки кокаина из Южной Америки в Либерию, а из Либерии – в другие части Западной Африки». В документе утверждается, что Ярошенко якобы не мог не отдавать себе отчета в том, что «из Либерии часть кокаина в конечном счете будет ввезена в США», сообщает ИТАР-ТАСС.
Инцидент с Ярошенко, доставленным на территорию США в обход всех юридических процедур, вызвал международный скандал. Сначала российское внешнеполитическое ведомство направило в Госдепартамент США ноту протеста по поводу того, что американские власти вовремя не проинформировали их о задержании российского гражданина.
На следующий день формулировка стала жестче: «Российская сторона твердо уверена в том, что подобные действия прямо нарушают соответствующие нормы международного права, положения Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и двусторонней консульской конвенции 1964 года. Фактически речь идет о похищении российского гражданина на территории третьей страны. Действия американских спецслужб по насильственному тайному перемещению нашего гражданина из Монровии в Нью-Йорк можно расценить как откровенный произвол», – говорилось в заявлении российского МИДа.
Власти США признали нарушения в части, касающейся уведомления российских властей, однако на процесс это не повлияло. «Нами оказались не соблюдены нормы международного права, регулирующие процедуру уведомления одним государством другого о задержании его граждан», – заявил официальный представитель Госдепартамента США Филип Кроули. Он пояснил, что представитель американского внешнеполитического ведомства «нажал не на ту кнопку на факсе» Госдепартамента, поэтому извещение об аресте россиянина было отправлено не в российское, а в другое посольство.